ИВАНЧЕНКО:
Так, спасибо, Алексей.
Уважаемые коллеги, мы,
наверное, такой порядок
установим: будем давать слово
эксперту, слово - политику,
чтобы нам как-то обогащать и
органы государственной
власти, чтобы они, так сказать,
с экспертами полемизировали.
Но первенство отдается
всегда тому, кто первый
записался. Дмитриев Юрий
Альбертович, пожалуйста, вам
слово. Он первый, приславший
нам записочку.
ДМИТРИЕВ:
Уважаемые коллеги. Я считаю,
что заявление подобного
проекта, оно не только
необходимо, своевременно, но
и политически и юридически
оправданно. Проблема в форме
акта. Я знаю, что классические
юридические школы, Наталья
Александровна Богданова,
представляющая здесь кафедру
Конституционного права МГУ, и
Галина Дмитриевна
Садовникова, кафедра
Конституционного права
Юракадемии, они исходят из
того, что Конституция дает
исчерпывающий перечень
федеральных конституционных
законов.
Я лично
придерживаюсь другой позиции
в этом вопросе. Во-первых,
Конституция сама по себе
нигде не говорит о том, что
этот перечень исчерпывающий.
Второе. Мне представляется,
что за 10 лет, которые пережила
Конституция, и эта страна,
явно возникла необходимость
в неких политических
коррективах, которые нужно
облекать в юридические формы,
и, следовательно, есть два
пути: либо ревизовать
Конституцию, на что вряд ли
кто-либо сегодня пойдет, либо
дополнять ее новыми
федеральными
конституционными законами,
что, в общем, на мой взгляд,
более перспективно.
Разумеется,
последнее слово в этом споре
принадлежит не ученым, а
единственному толкователю
Конституции - это
федеральному
Конституционному суду. И,
очевидно, первое, с чего надо
начать - это проявить
инициативу, она может быть
случайной, по любому другому
вопросу, и запросить
Конституционный суд на
предмет о том, можно ли
разрабатывать и принимать
федеральные конституционные
законы в рамках перечня, не
предусмотренного
Конституцией. Это первое, что,
на мой взгляд, необходимо
сделать с тем, чтобы
обезопасить прохождение
этого законопроекта. Это
основное.
Далее.
Почему, на мой взгляд,
необходимо принятие
федерального
конституционного Закона о
Федеральном Собрании
Российской Федерации. Мы с
вами знаем о том, что помимо
всех остальных атрибутов,
которыми обладает
Федеральное Собрание,
основная его задача, основная
цель его деятельности - это
все-таки законотворчество.
И мы знаем
о том, что законотворчество в
нашей стране может
осуществляться в двух формах
-парламентской деятельности
и в форме референдума.
Референдум как технология
определен федеральным
конституционным законом.
Почему другая технология
должна быть определена иным
законом или определена
только Конституцией. Вот это
та зацепка, на которой я бы
построил полемику с
Конституционным судом. Если
необходимо, я готов, принять
практическое участие в
подготовке подобных запросов.
Теперь о
проекте. В целом положительно
оценивая данный текст, мне
все-таки представляется, что
он грешит юридическим
несовершенством, как с точки
зрения формулировок, так и с
точки зрения предмета.
Некоторые вопросы, которые
авторы попытались решить в
данном проекте, можно и нужно
было бы решить в иных
нормативно-правовых актах по
их юридической, отраслевой
принадлежности.
Ниже я
поясню, что я имею в виду.
Теперь конкретные замечания
по тексту. Статья 3 - "Принципы
деятельности", где авторы
пытаются подчеркнуть
иерархию нормативно-правовых
актов. Действительно,
иерархия нормативно-правовых
актов - это дело необходимое,
ее надо определять,
устанавливать, но это не
природа данного закона.
Я думаю,
что доказывать, что
Конституция выше
федерального
конституционного,
федеральный конституционный
выше федерального закона, это
не задача данного закона и
это не открытие для
юриспруденции. Мне кажется,
что основным принципом,
который здесь должен
заменить это словоблудие, это
принцип законности, потому
что не только действующую
Конституцию и законы должно
соблюдать, Федеральное
Собрание, но и иные
нормативно-правовые акты.
У нас есть
некое обобщенное понятие -
законодательство. Вот и
дальше можно спорить,
насколько Федеральное
Собрание должно соглашаться,
или не соглашаться с Указами
Президента, с постановлениям
правительства и так далее. Но
принцип законности здесь
должен быть, на мой взгляд,
соблюден.
Статья 4 -
"О принципах формирования".
Во-первых, мне не понятно,
куда делся пункт 3, видимо, в
процессе работы он был
утрачен. А мне кажется, что в
этом пункте должна быть
раскрыта природа порядка
формирования
Государственной Думы. Вот это
было бы здесь необходимо. Вот
сюда и вернуть соотношение
хотя бы 50 на 50, которое давно и
упорно отстаивается, лучшими
представителями
юридического сообщества,
собравшимися в этом зале. Я
имею в виду Виктора
Леонидовича Шейниса.
Причем,
здесь вновь упомянут
Избирательный кодекс. К
сожалению, сегодня
избирательная комиссия
пробуксовывает. Мы уже
который год пытаемся
добиваться от Вешнякова:
давай кодекс. Его пока нет. Я
боюсь, что если рано или
поздно Центральная
избирательная комиссия все-таки
реализует идею
Избирательного кодекса,
тогда вот это наше сообщество
будет бодаться с ним так же
как бодались с проектом
Закона о выборах депутатов
Госдумы. Поэтому может быть,
надо найти какие-то небольшие
копейки, собрать группу и
разработать этот проект...
ИВАНЧЕНКО:
Самим?
ДМИТРИЕВ:
Самим, самим. И внести его на
опережение, и там забить все
ключевые моменты
избирательной системы. По
крайней мере, мы сработаем на
опережение и, я не говорю, что
мы заставим всех считаться с
этим текстом, но, по крайней
мере, тот же самый Владимир
Александрович Рыжков, если он
будет согласен с теми
основными его положениями, он
мог бы этот кодекс внести.
А крыть-то
нечем, другого-то нет. И
плохой закон, он всегда лучше,
чем его отсутствие.
Далее,
на мой взгляд, в 4-ой Статье
надо обязательно закрепить
систему формирования,
Государственной Думы - это
принципиальный и очень
важный, на мой взгляд, момент.
6 Статья -
"Законодательная
инициатива". Мне все-таки
кажется, что надо начать с
того, что законопроекты
вносятся в Госдуму, то есть
часть 2-ую поднять выше, а уже
потом перечислять субъекты
законодательной инициативы.
Потому что мы должны понять,
куда, а потом уже кто вносит
проект. Ну, и при всем моем
неуважении к действующему
Генеральному прокурору, мне
кажется, что все-таки надо ему
дать право законодательной
инициативы.
Далее.
Статья 8 -"Парламентские
объединения". Часть 5 -
Депутатское объединение,
сформированное на основе
политической партии. Мне не
очень понятно, что это такое.
Наверное, оно сформировано из
членов политической партии.
И вот здесь,
здесь мы решим
принципиальный вопрос: может
ли не член партии пройти по
спискам в Думу.
РЫЖКОВ:
Сейчас, по-моему, может, по
последней редакции.
ДМИТРИЕВ:
Сейчас может.
РЫЖКОВ:
Да.
ДМИТРИЕВ:
Так вот, вы забейте невзначай
члена, а потом давайте
протолкуем, а кто такой член
партии? А это тот, который
имеет партбилет, и все. Тем
самым отсеем всех лишних. То
есть вот здесь четко
определить, а что же это такое
- субъект политической партии,
который потом становится
частью фракции.
Далее. Мне
не очень понятно, кто такие в
части 6-ой депутаты, выбывшие
из фракции. Выбывшие, это что -
выгнанные, вышедшие, умершие?
Вот здесь бы как-то тоже
определить, может ли фракция
выводить из своего состава?
РЫЖКОВ:
Может быть, лучше - не
состоящий во фракции, вообще
его обойти?
ДМИТРИЕВ:
Это надо сесть и отдельно
понять, а что вы имели в виду
под термином "выбывший"
и сформулировать юридически
точно. Дабы избавить себя от
бесконечного количества, в
том числе и судебных споров.
По второй
Главе. Структура называется
"Деятельность палат". Я
согласен, что она должна быть
расписана примерно так. Но
мне кажется, что все-таки надо
ввести в параллель не
соструктурные подразделения,
а палату в целом. То есть
сначала сформулировать все
статьи, касающиеся Совета
Федерации, а потом все статьи,
касающиеся Государственной
Думы. Тогда мы сможем уйти от
аналогии статей и
предусмотреть различные
особенности статуса
структурных подразделений
каждой из палат. А они, на
самом деле, различны, и это
здесь необходимо отразить.
Статья 16 -
"Заседание палат", я
считаю, что с этого надо
начинать. Мы создали
Федеральное Собрание,
начались заседания. Вот с
этого начинается
деятельность парламента.
Поэтому статья о заседаниях
палат, она должна вообще
возглавлять всю эту Главу о
структуре. А уже потом начали
делить какие-то фракции,
группы, так сказать, детали.
Я целиком и
полностью согласен с идеей
закрепления в данном законе
статуса парламентской
оппозиции. Мне кажется, что ее
статус должен быть закреплен
в законе, а проект закона
весьма примитивен.
Парламентская оппозиция
составляет фракции,
депутатские группы,
заявившие в своей
предвыборной программе о
своей оппозиционности к
официальному курсу,
проводимому президентом. То
есть если следовать этой
логике, любой сказавший, что
президент не прав, становится
оппозицией. Но ведь если мы
говорим о конструктивной
оппозиции, то не отрицаем, что
президент иногда не прав?
Есть какая-то часть его
деятельности, которая все-таки
отвечает представлениям даже
крайней оппозиции,
соответствует ее чаяниям и
желаниям. И мне кажется, что
все-таки задача оппозиции не
в том, чтобы противопоставить
себя президенту, а в том,
чтобы предложить иной путь
развития страны. Это не факт,
что он обязательно должен
расходиться в позициях с
президентом.
Поэтому, на
мой взгляд, оппозицию надо
определить не на стадии
предвыборной кампании, а
внутри парламента. Именно там
и только там возникает
оппозиция, а не на стадии
предвыборной агитации. Это
первое.
Второе.
Порядок определения
руководителей структурных
подразделений палат
Парламента. Часть
возглавляется лидерами
официальной власти, часть
возглавляется лидерами
оппозиции. На мой взгляд, это
тоже механическое деление. А
почему вы предполагаете, что
обязательно есть
парламентское большинство и
лишь одна ему оппозиция. А
если их две, а как вы между
ними будете делить эти
портфели?
То есть
здесь нужна более сложная
схема.
РЫЖКОВ:
Там есть пакетный принцип
дальше.
ДМИТРИЕВ:
Да, более тонкая технология. И
все-таки в основе ее должна
лежать математика, а не
принцип просто деления: ты -
левый, ты - правый. Здесь нужно
более тонко к этому подойти.
Далее. Об иных гарантиях
деятельности парламентской
оппозиции. А каким иным
законом, вы предполагаете,
должны устанавливаться
гарантии деятельности
парламентской оппозиции? Мы
говорим о том, что
парламентская оппозиция - это
элемент структуры парламента.
В силу
этого вот здесь этим законом
должны быть установлены
исчерпывающие гарантии ее
деятельности. Все остальное -
Закон о политических партиях,
Закон о выборах, Система
избирательных законов, Закон
о средствах массовой
информации, они гарантируют
более высокий статус
политических гарантий, право
любого высказывать свое
мнение, любого реализовать
свое право на объединение.
Права парламентской
оппозиции, они только внутри
парламента, а уже другой
вопрос - как вы здесь
выстроите внутри отношения
со СМИ и с иными выходами из
парламента.
На мой
взгляд, в этом законе должны
быть предоставлены эти
гарантии исчерпывающим
образом.
То же самое
касается Статьи 22-й "Парламентская
оппозиция" - "Осуществлять
оппозиционную деятельность в
иных формах". А каких? То
есть, вы делегируете
парламентской оппозиции
любую возможность выражения
своей позиции в любой форме?
Не запрещенной законом? Но у
вас же иммунитет?! То есть, вы
понимаете, что это -- в общем,
на грани беспредела. Я не
против оппозиции, просто это
нужно более четко
прописывать, потому что на
этом закон будут ловить и
пытаться топить. Именно по
таким мелочам.
Теперь -
смотрите, Статься 23-я "Информирование
о деятельности парламентской
оппозиции". Вы
ограничиваете список
источников двумя средствами
массовой информации.
Российская газета, Интернет.
Ну, во-первых, есть "Парламентская
газета", которая
юридически является органом
оппозиции. Правильно? Это
сегодня так.
РЫЖКОВ:
Почему оппозиции? Парламента.
ДМИТРИЕВ:
"Парламентская газета" -
мы ее вместе с А.И. Лукьяновым
создавали - это газета
оппозиции.
РЫЖКОВ:
Да что вы говорите такое? Вы
ее читали?
ДМИТРИЕВ:
Это другой вопрос.
РЫЖКОВ:
Путиным начинается и Путиным
заканчивается.
ДМИТРИЕВ:
Но это же не значит, что это не
орган оппозиция. (Смех в зале)
На мой взгляд, во всяком
случае, надо как-то более
корректно решить этот вопрос.
Во всяком случае, не
устанавливать исчерпывающий
перечень.
Теперь, что
касается неприкосновенности
членов Совета Федерации и
депутатов, Статья 26-я. В
принципе механизм прописан
достаточно хорошо. Гораздо
лучше, чем в действующем
Законе о статусе. Но это не
природа данного закона. Это
все надо переносить в УПК. Да,
в Уголовно-процессуальный
кодекс.
РЫЖКОВ:
А не снизится защита в этом
случае, если из ФКЗ в ФЗ
перенести? УПК меняется
каждую неделю.
ДМИТРИЕВ:
А это уже будет зависеть от
вас.
РЫЖКОВ:
Нет, нет, нет.
ДМИТРИЕВ:
А вы считаете, что если завтра
гарантии перенести в
Конституции, то вас не будут
стрелять на месте? Я думаю,
что это вряд ли гарантия. То
есть, иными словами, вот это
многословие надо класть на
общую правовую базу, на общие
гарантии прав человека,
закрепленные Уголовно-процессуальным
кодексом, поднимая
юридическую защиту депутатов
Госдумы и членов Совета
Федерации. И, кстати, не
только их, а и иных субъектов
публичной власти.
Ну, и,
пожалуй последние два
замечания. Парламентский
запрос. "Должностное лицо,
которому направлен запрос,
должно дать ответ по существу".
Это важно (статья 33).
Мне
кажется, что как в
действующем
законодательстве об
обращении граждан, так и в
этой статье не дана суть
ответа на запрос. Ее надо
сформулировать таким образом
- чтобы обязать должностное
лицо, которому направлен,
дать единственно возможный
вариант ответа. По существу. И
предусмотреть здесь же
ответственность за его
неисполнение или за
диффамацию. Вот тогда
парламентский запрос
приобретет какую-то
практическую значимость.
Ну, и
последнее - это парламентские
расследования. Я вижу, что
авторы попытались определить
объект этих расследований.
Это 39-я и 40-я Статья. Правильно,
очень продуктивная, на мой
взгляд, попытка. Но здесь надо
установить соотношение
парламентских и
общеуголовных расследований
и взаимосвязь между ними.
Ведь понимаете, почему по
итогам работы парламентской
комиссии А.А. Собчака никто не
было наказан? Там людей по
голове крушили саперными
лопатками, а вот материалы
эти не имели никакой
юридической значимости
только потому, что связь
между тогдашним
конституционным
законодательством и
действовавшим УПК - ее не
существовало. И вот эту связь,
на мой взгляд, здесь надо
установить. Что материалы,
выявленные парламентской
комиссией, подлежат проверке
уполномоченными на то
органами, и в случае, если
факты подтвердились, то
дальше пошло общее уголовное
преследование. Вот тогда из
этого парламентского
расследования вырастет хоть
какой-то толк.
В целом
я считаю, что это абсолютно
плодотворная инициатива, над
ней надо работать, причем
работать очень быстро.
Учитывая, пока президент
пытается заигрывать с
оппозицией, быстренько
вгонять туда, куда нужно.
Спасибо.
ИВАНЧЕНКО:
Спасибо, уважаемые коллеги.
Как и обещал - представителям
партии. "Народная партия",
Жебровский Станислав
Михайлович, заместитель
руководителя аппарата партии,
вам слово.
ЖЕБРОВСКИЙ:
Уважаемые коллеги, я
попытаюсь рассмотреть этот
закон, но не с точки зрения
тех людей, которые находятся
в Государственной Думе и из
нее готовят закон, а с точки
зрения избирателя, то есть
человека, который находится
вне Государственной Думы.
Итак, как
человек со стороны, раз в
четыре года я свое право на
управление передаю в день
выборов некой политической
партии. Я уже говорю только о
политической партии, потому
что, ну, закон такой уже
фактически принят, и вряд ли
он будет в ближайшее время
изменен.
Так вот, я
передал свое право. Что меня
дальше интересует? Как
выполняет партия свои
обязательства. Все слова,
которые политические лидеры
произносят, где-то выступая, --
это, извините, зачастую в
какой-то степени словоблудие.
Говорится одно, а делается
другое. Такое бывает. А вот
голосование в Госдуме - это
юридический документ.
Поэтому считаю, что нужно на
законодательном уровне
внедрить, чтобы во всех
информационных документах, и
в том же Интернете, были
представлены результаты
голосования, расписанные по
политическим объединения, по
партиям.
РЫЖКОВ:
Кстати, можно одно добавление?
ЖЕБРОВСКИЙ:
Да, конечно.
РЫЖКОВ:
У нас интересная ситуация.
Если голосование в Думе
доступно - то есть депутаты
берут распечатку и передают
журналистам, журналисты
публикуют - Совет Федерации,
как вы знаете, вообще
голосует анонимно.
ЖЕБРОВСКИЙ:
Да.
РЫЖКОВ:
И вот потребовать в ФКЗ, чтобы
голосования и верхней палаты
были доступны гражданам - это
исключительно важно. Потому
что мы не знаем, как они там
голосуют. Почему это
сложилось, я, например, не
понимаю. Но так...
ЖЕБРОВСКИЙ:
Ну, сложилось... С одной
стороны, мы знаем, что
Государственная Дума приняла
решение не публиковать в
Интернете результаты
голосования, так сказать, в
привязке к каждому закону.
Вот что происходит.
ИВАНЧЕНКО:
У нас Статья есть 325...
ЖЕБРОВСКИЙ:
Да. Но вот здесь нам нужно, я
говорю, даже в стенограммах
необходимо публиковать не
общие результаты голосования,
а расписанные по партиям. Я
опять привлекаю ваше
внимание, что здесь идет речь
и об информационном
обеспечении той же
оппозиционной деятельности.
Вы посмотрите, что в
Государственной Думе
произошло. Вот эти
стенограммы заседаний, если
год или полтора назад они
выпускались тиражом, по-моему,
1300-1400 экземпляров, то сейчас -
750. В два раза уменьшилось.
РЫЖКОВ:
И нет в Интернете?
ЖЕБРОВСКИЙ:
Ну, они есть в Интернете. Но
это уже сложнее. Не все люди
имеют доступ в Интернет. Но и
там нет результатов
голосования. Поэтому во всех
стенограммах нужно
публиковать и это должно быть
заложено в конституционном
законе, чтобы не было такого
лихого желания, так сказать,
каждой Думе легко менять
правило игры. Форму, в какой
это можно сделать, я могу
предложить потом.
Второе.
Нужно, чтобы публиковались
также выступления от фракций
- лидеров или кому поручено
выступить по данному закону -
с изложением позиции и
причинами, почему фракция
поддержит или не поддержит
данный закон.
Здесь
привлекаю внимание к одной
проблеме, которая существует.
Вот посмотрите - прочитайте
стенограмму заседаний. Вы,
что-нибудь поймете? При
обсуждении закона очень
часто депутаты могут
говорить о чем угодно, но
ничего не скажут о законе. Это
не относится к
присутствующему здесь
Владимиру Александровичу. Я
прочитал несколько его
выступлений, эти законы на
отклонение шли, но мне было
ясно, по крайней мере, почему
они отклоняются. Потому что
выступление было
содержательное. К сожалению
таких содержательных
выступлений в Госдуме
единицы. Значит, к
выступлениям депутатов
должны предъявляться
определенные требования.
Может быть, эти требования
следует даже заложить в закон
как некую депутатскую этику,
потому что иначе - что
публиковать?
А
публиковать следует и
результаты голосования и
выступления. Это необходимо и
рядовым избирателям, и
средствам массовой
информации в регионах. Не
секрет, что региональные СМИ
не имеют своих
представителей в Москве, да и
через Интернет они не могут
разобраться - прочитать
огромные стенограммы - что
происходит в Госдуме. В
результате жители регионов
надежной информации о
деятельности партий в
Госдуме через местные СМИ не
получают. В лучшем случае: "Государственная
Дума приняла". А где
оппозиция? А где другие точки
зрения? Как их узнать? А ведь
без доступа к подобной
информации вряд ли возможно
формирование реальной
многопартийности.
Здесь
уважаемый товарищ уже
упомянул "Парламентскую
газету". Полагаю, что надо,
даже прописав это в законе,
повысить ее роль в
информированности
избирателей о работе Госдумы,
в том числе и партийных
фракций. "Парламентская
газета" должна отражать,
так сказать, ситуацию в
парламенте, что там
происходит. А она у нас сейчас
превратилась в рядовую
общероссийскую газету, в
которой есть и про пожар в
каком-нибудь населенном
пункте, и про наводнение, и
что угодно, но о результатах
работы парламента, фракций,
дается так, что мне как
избирателю не разобраться с
тем, что происходит...
Изменения в работу газеты
следует внедрять в связи с
тем, что взят курс на усиление
роли политических партий.
Поэтому главное внимание -
деятельности политических
партий в зале заседаний
Госдумы, а не беседам с
депутатами.
Еще одно
правило, которое не мешало,
мне кажется внедрить, может,
дать в другой закон. Нужно
обязать лидеров политических
партий перед выборами
излагать партийную программу.
Под это должно выделяться
специальное время. И еще, это
будет другой закон, понимаю...
Так вот, полагаю, что на одном
из первых заседаний Госдумы
лидеры победивших партий
обязаны выступать с
программными заявлениями, с
заявлениями о том, как они
намереваются работать в
Государственной Думе. Тогда
мне уже как избирателю будет
понятно: что было, что стало. И
аналитикам - всем будет
понятно. Такие выступления,
может, стоит делать ежегодно.
Опять всем будет понятно, что
говориться, что делается.
И, кстати,
здесь уже было сказано, и
правильно сказано, что
правительство должно
приходить на утверждение в
Госдуму с программой, и
обсуждаться должна программа.
И выступления лидеров партий
должны быть опять по
программе. Аналитическими
должны быть выступления. Как
заложить закон, как обязать
лидеров это делать - надо
думать. Но я думаю, что
законодательно надо
двигаться в этом направлении.
Несколько
слов о самих законах. Что бы
мне как избирателю хотелось
знать? Кто автор
законодательных инициатив.
То есть, должен закон "Единой
России", ЛДПР, там любой
другой партии. И если закон
существенно меняется
поправками, то следует
предусмотреть в третьем
чтении возможность
обоснованного и понятного
избирателям отказа от
авторства.
ИВАНЧЕНКО:
Но сейчас же есть...
ЖЕБРОВСКИЙ:
Ну, должно имя присваиваться,
понимаете. Чтобы везде
фигурировало: "закон,
внесенный...". Это трудно в
рассматриваемом законе
сделать - понимаю. Но над этим
надо думать.
Еще таких
несколько замечаний просто
по ходу... Насчет выхода
депутатов из фракций. Вот я
как со стороны избирателя
считаю, что выход допустим.
Человек получил назначение
на государственную должность
и вышел из фракции - нормально.
Человек, увы, может умереть -
значит, нормально. Но если
партия исключает или сам
товарищ уходит, я считаю, что
это можно разрешить, но -
место изымать. И у фракции...
РЫЖКОВ:
Из фракции?
ЖЕБРОВСКИЙ:
Да, из этой фракции. ...И у
фракции, и Государственной
Думы. Чтобы никаких замен на
это место не происходило.
Поэтому в данном случае, в
любом случае, это ошибка либо
человека, который дал
согласие баллотироваться в
этой партии, а потом
оказалось, что не разделяет
ее позиции, либо партия
пригласила людей, которые не
разделяют ее позиции. В
результате, я, как избиратель,
обманут и в том, и в другом
случае. Поэтому должна быть
наказана партия, проявившая
небрежность. Но и у Думы в
целом, полагаю, должно быть
изъято место. Тут, конечно, не
наказание, а предупреждение
соблазна выманивать
депутатов из нежелательных
для власти фракций.
К
сожалению, закон сейчас
разрешает выход из фракций и
даже допускает создание
неких депутатских групп. В
рассматриваемом нами
законопроекте минимальная
численность депутатской
группы предлагается в 10
депутатов. Полагаю, что 10
человек - это маловато. Если
партия проходит в
Государственную Думу, то есть
набирает 7 процентов голосов,
это минимум 31 депутат. Думаю,
что такую же норму следует
установить и для депутатских
групп.
РЫЖКОВ:
Но не пятьдесят же пять?
ЖЕБРОВСКИЙ:
Нет, конечно. Ну, это вообще
меняется каждый день. Да вы
сейчас попробуйте: 56 наберете
- потребуют 70. Ну и все.
Поэтому, конечно, это не
годится. Слишком много групп
тоже опасно, потому что будет
всегда желание разбивать
фракции. Кстати, может стоит
говорить и о ликвидации
фракции как таковой, если ее
численность станет меньше 31
человека, Ведь группы при
снижении численности ниже
порогового уровня
ликвидируются. Равноправие
так во всем.
Еще
несколько замечаний.
Согласен с предыдущими
ораторами в том, что
определение парламентской
оппозиции в законопроекте не
покрывает все случаи.
Например, у нас выборы
президента идут после
выборов депутатов, и
президентом в принципе может
стать человек от оппозиции.
Определение оппозиции
становится лишенным логики.
Очень
хорошо, что рассматриваемый
законопроект повышает роль
парламентских слушаний, и
определяет механизм
парламентского контроля и
расследования. Но я думаю, что
в законе, прямо в этих статьях
должно быть записано, что,
скажем, результат, доклад по
парламентскому
расследованию должен быть
опубликован. Вы понимаете,
это следует внести
императивно в закон, что
доклад не просто
представляется в
Государственную Думу, а
должен публиковаться, тогда
весомость расследования
будет выше.
То же самое,
в отношении, например,
освобождения от должности
Генерального прокурора.
Назначение понятно: внесли и
поддержали. А почему
освобождение? То есть тоже
должно быть, не просто
резолюция "освободить",
а сказано, почему это
свершилось.
Ну и
последнее. Парламент должен
работать на профессиональной
основе. Это значит, что
депутаты должны целиком
посвятить себя работе в
Госдуме. Сейчас это не
происходит. Формальный повод
не посещать Госдуму есть.
Посмотрите закон о статусе
депутата. Там сказано, что
депутат имеет право
заниматься
преподавательской, научной и
иной творческой
деятельностью. К сожалению,
так сказано в Конституции. Но
проблема есть и ждет своего
решения.
Спасибо за
внимание.
ИВАНЧЕНКО:
Так, спасибо. Виктор
Леонидович Шейнис. Потом
дадим слово политикам.
ШЕЙНИС:
Спасибо. Я, к сожалению,
получил текст только час тому
назад. Поэтому высказаться по
нему я сейчас не могу.
Поделюсь только некоторыми
общими соображениями о
законодательном оформлении
деятельности нашего
парламента. Во-первых, мне
представляется чрезвычайно
верным и конструктивным
принцип, по которому такие
вопросы должны решаться в
конституционном законе, а не
в самой Конституции и не в
текущем законодательстве. В
этом отношении я вполне
солидарен с Юрием
Альбертовичем Дмитриевым. Не
думаю, что Конституция
запрещает принимать
конституционные законы, в ней
не упомянутые. Мне
представляется, что в
обоснование предлагаемого в
законопроекте решения можно
привести по меньшей мере два
существенных соображения:
принципиальное и тактическое.
Принципиальное
соображение заключается в
том, что правильна, на мой
взгляд, в данной ситуации, и,
наверное, будет правильной в
течение длительного времени
позиция "не троньте
Конституцию". Возможности
улучшения Конституции,
конечно, существуют, это
видели ее создатели еще в 93-м
году. Но существуют также и
возможности ухудшения
Конституции. И я очень боюсь,
что если в данной ситуации,
при данном соотношении сил,
мы займемся правкой
Конституции, то она станет
хуже, а не лучше. Поэтому путь
по внесению существенных
изменений в государственное
устройство через
конституционные законы, на
мой взгляд, совершенно
правилен. Здесь есть и
тактический момент - провести
конституционный закон все-таки
легче, чем изменить
Конституцию. Я поддерживаю
также прозвучавшее
предложение Юрия
Альбертовича послать запрос
в Конституционный суд
касательно отмены прямых
выборов губернаторов и
некоторых других законов,
соответствие которых
Конституции сомнительно. Это
разумно, в частности, потому,
что Конституционный суд
представляет, по моей оценке,
все-таки наименее "басманизированную"
часть нашей судебной системы.
И не исключено, что
Конституционный суд
подтвердит по выборам
губернаторов свою прежнюю
позицию.
Теперь
вопрос о выборах в Совет
Федерации. Просматривая
законопроект, я очень
обрадовался, увидев, что
авторы не обошли этот вопрос.
Вопрос этот, как вы знаете,
ставится столько времени,
сколько существует Совет
Федерации, или даже несколько
раньше. В сравнительно
недалеком будущем я расскажу
довольно подробно, как
работало Конституционное
совещание летом 93-го года, как
совершались маятниковые
броски от одного варианта
формирования верхней палаты
к другому и как в конечном
счете, 8 ноября 1993 г., когда
Борис Николаевич
просматривал перед
вынесением на референдум
окончательный вариант
Конституции, там появилась
запись о формировании Совета
Федерации органами
законодательной и
исполнительной власти
регионов. Она в значительной
мере связывает законодателей.
В значительной мере, но не
абсолютно. Как вы знаете, в 95-м
году почти на выходе был
очень неплохой закон о
порядке формирования Совета
Федерации, который открывал
возможность -- ту самую,
которая зафиксирована в
обсуждаемом законопроекте:
выдвигают кандидатов
упомянутые органы (тут
сделать ничего нельзя, их
роль оговорена в Конституция),
но избирает население. Я
думаю, что в эту дверь надо
продолжать стучать, и рано
или поздно абсурдность той
ситуации, которая
складывается сегодня -- здесь
правильно говорили о том, что
“парламентарии” - члены
Совета Федерации при
нынешнем порядке
формирования
губернаторского корпуса
являются дважды назначенцами,
-- абсурдность эта рано или
поздно будет осознана, в том
числе и теми людьми, в чьей
власти, тем или иным способом,
через изменение Конституции
или конституционный закон
восстановить
демократический порядок
формирования Совета
Федерации.
Я очень
поддерживаю идею финансовой
независимости парламента.
Должен сказать, что здесь
есть довольно много
подводных камней. Одни
подводные камни - это своего
рода удавка в руках
президентской администрации,
позволяющая ей оказывать
давление на отдельных
депутатов. Я был свидетелем
целого ряда не очень приятных
эпизодов, когда
осуществлялось довольно
наглое давление или прямой
подкуп депутатов. В то же
время разворачивается
довольно широкая кампания
дискредитации депутатского
корпуса. Любимое занятие
очень многих журналистов --
описывать, как роскошествуют,
как купаются в разного рода
льготах и благах депутаты.
РЫЖКОВ:
Чиновников-то страшно
трогать.
ШЕЙНИС:
Я именно это хочу сказать. В
одной газете я недавно
прочитал: депутаты взяли да
присвоили себе обеспечение
на уровне министра. Во-первых,
это не ново -- уравнение
депутата с министром по
зарплате, по обслуживанию,
некоторым другим гарантиям
деятельности существует
столько, сколько существует
наш новый парламент. Во-вторых,
я ничего особенного в таком
уравнении не вижу. Работа
депутата, если она
выполняется добросовестно и
квалифицированно, не менее
ответственна, чем работа
министра. За депутатом стоит
вотум избирателей. Так вот,
пусть за финансовое
обеспечение своей
деятельности отвечает сам
парламент Тогда и претензии
могут быть предъявлены
парламенту, а не чужому дяде,
который дает или не дает
какие-то блага, кстати,
полагающиеся по закону,
который подписал президент.
Я
поддерживаю также идею,
которая давно уже
повторяется едва ли не на
каждом таком совещании, идею
разработки Избирательного
кодекса. Готов принять в этом
участие и предоставить
материалы собственного
архива, в котором содержатся
различные проекты кодекса, в
разное время
разрабатывавшиеся. Некоторые
из них вносилась в
Государственную Думу. Кое-что
в этих проектах устарело, но в
принципе через Избирательный
кодекс (идея которого,
насколько мне известно,
поддерживается руководством
Центризбиркома) можно
попытаться поправить кое-что
в избирательном
законодательстве. Эта идея
назрела, и ее надо продвигать
в блоке с законом о
Федеральном Собрании.
Еще один
вопрос. Я поддерживаю идею о
том, что Государственная Дума
должна не просто некое лицо
утверждать в качестве
премьер-министра, а вместе с
ним - представленную им
правительственную программу
и, по крайней мере, получать
информацию о лицах, которых
предполагается назначить на
ключевые посты. Все это
должно быть известно в тот
момент, когда происходит
решающее голосование. Здесь
предлагалось описать такой
порядок в данном законе. Я не
знаю, надо или не надо его
фиксировать здесь. Возможно,
какие-то положения и следует
в него ввести. Но как и
выборные процедуры должны
быть отрегулированы также и в
Избирательном кодексе,
потребуются поправки в
некоторые сопутствующие
законы. В частности,
необходима поправка в Закон о
правительстве, которая
предлагаемые нормы реализует
и там. Иначе возникнет
коллизия между данным
законопроектом и действующим
Законом о правительстве, и на
несоответствие нам
непременно укажут.
И, наконец,
последнее. Я думаю, что путь
этого законопроекта будет
долог и нелегок. Он слишком
хорош для нашего
политического истэблишмента,
хотя для нашего общества, для
всех, кто хочет видеть в лице
Федерального Собрания
настоящий парламент, он
просто необходим. Но есть
мудрая китайская поговорка:
даже движение в тысячу ли
начинается с первого шага.
Поэтому я хотел бы
поблагодарить авторов за то,
что они этот первый шаг
сделали, и прикинуть, какие
формы давления, не побоюсь
этого слова – лоббизма,
необходимо применить для
того, чтобы поддержать его
продвижение. Он, конечно, не
будет принят с сегодня на
завтра, возможно, даже с
завтра на послезавтра. Но
заложенные в нем идеи надо
делать фактом общественного
сознания. Во всяком случае,
сознания и дискуссий в
экспертном сообществе и
политическом классе.
Некоторые шаги в этом
направлении представляются
желательными и очевидным. Я
не знаю, присутствуют ли
здесь средства массовой
информации.
ИВАНЧЕНКО:
Присутствуют.
ШЕЙНИС:
Хорошо, что присутствуют. Но,
может быть, имело бы смысл
провести отдельно пресс-конференцию
с презентацией данного
законопроекта.. Это первое.
Второе.
Надо подумать, каким образом
мы можем широко (или хотя бы в
меру имеющихся возможностей)
осветить эти предложения ,
прежде всего, в печатных
изданиях. Думаю, что целый ряд
и московских, и региональных
газет и журналов охотно
опубликуют какие-то
информационные и
аналитические материалы, с
которыми их познакомят
авторы закона.
ИВАНЧЕНКО:
"Парламентская газета".
ШЕЙНИС.
Хотя бы та же "Парламентская
газета". Хоть, боюсь, круг
ее читателей не очень велик. Я
обычно слежу за другими
изданиями. Но, во всяком
случае, ни одной газетой
пренебрегать нельзя. Не
говоря уж об Интернете. Но
самое главное, надо
попытаться сделать прорыв,
используя, может быть, и
личные связи, в электронные
СМИ. Потому что их охват велик,
а обсуждаемая здесь
инициатива, в общем,
достаточно заметная. И, по-моему,
журналисты не должны пройти
мимо.
И, наконец,
последнее, о чем здесь
следует сказать, хотя
перечисленное не исчерпывает
все возможные пути - это
обращение к международным
экспертам. Вспомните, как
Александр Альбертович
Вешняков привез на последнее
обсуждение нового
избирательного
законодательства именитых
французов, которые сидели,
кивали головами, что-то
одобряли, о чем-то умалчивали,
делились французским опытом
и так далее.
РЫЖКОВ:
Это они мстят за 1812 год, я
думаю. (Смех в зале)
ШЕЙНИС:
Или наоборот, вспоминают
эскадрилью “Нормандия-Неман”
и таким образом укрепляют
наши братские отношения.
Некоторых из этих французов я
лично знаю уже полтора
десятка лет, и их голос,
скажем, того же Мишеля Лесажа,
достаточно громко звучит в
международных организациях.
Я не переоцениваю эффект
обращения к авторитетным
зарубежным экспертам, но
думаю, что их поддержка могла
бы помочь делу. Во всяком
случае, пренебрегать любой
формой давления на наш
парламент и его кукловодов
было бы непрактично. Спасибо.
|