Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 
В РОССИИ

ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

5.3. Заградительный барьер и уровень представительности

Как отмечалось ранее (см. 2.3.5), одним из главных недостатков сложившейся системы выборов депутатов Государственной Думы является низкий суммарный процент голосов, получаемых списками, которые допускаются к распределению мандатов. Этот показатель можно смело называть «уровнем представительности» той части законодательного органа, который избирается по пропорциональной системе.

Прошедшие с декабря 2003 г. по май 2005 г. выборы в 32 субъектах Федерации позволяют сделать анализ уровня представительности «пропорциональной» части региональных ассамблей.

Как видно из табл. 5.9, в большинстве регионов уровень представительности оказался достаточно высоким: в 11 более 80% и еще в 12 – от 75 до 80%. Еще в 5 регионах этот показатель лишь немного не дотянул до 75%. И только в 4 субъектах Федерации (Республика Калмыкия, Владимирская, Свердловская и Ульяновская области) уровень представительности получился довольно низким.

Нетрудно заметить, что основное влияние на уровень представительности оказывают три фактора: величина заградительного барьера, число списков в избирательном бюллетене и уровень голосования против всех списков (а также процент недействительных бюллетеней)1.

Крайне низкий уровень представительности в Калмыкии, без сомнения, обусловлен завышенным барьером: если бы барьер был 5%-ным, этот уровень поднялся бы до 67,1%, а при 3%-ном барьере – до 80%. Во Владимирской области 7%-ный барьер также привел к снижению представительности: при 5%-ном барьере ее уровень составил бы 75,7%.

Более подробно влияние величины заградительного барьера на уровень представительности исследовано в табл. 5.102. Видно, что 10%-ный барьер во многих случаях не обеспечивает сколько-нибудь приемлемого уровня: в 4 случаях списки, преодолевшие этот барьер, получили менее 50%, и еще в 7 случаях они получили от 50 до 60%. Кроме того, в 4 случаях 10%-ный барьер удалось преодолеть всего одному списку.

Что касается 7%-ного барьера, то лишь в одном случае он не позволил бы обеспечить 60%-ный уровень представительности. Однако еще в 12 случаях этот уровень был бы ниже 70% и еще в трех – между 70 и 75%. Таким образом, видно, что и 7%-ный барьер недостаточен для обеспечения приемлемой степени представительности.

Пятипроцентный барьер, очевидно, более приемлем. Лишь в двух случаях он не позволил бы достичь 70%-ного уровня представительности и еще в 7 случаях – 75%-ного уровня. При этом во всех случаях данный барьер преодолели не менее двух списков.

И все же мы видим, что в отношении степени представительности 3%-ный барьер имеет существенные преимущества перед 5%-ным. Наименьший уровень представительности для 3%-ного барьера (74,8%) получился в Ярославской области, во всех остальных случаях этот уровень оказывается выше 75%, причем для большинства случаев – выше 80%.

Существенно повысить уровень представительности сверх 80% часто не представляется возможным из-за высокого уровня протестного голосования, а также большого числа недействительных бюллетеней (см. 5.2). Так, в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе все 4 участвовавших в выборах списка преодолели даже 10%-ный барьер. Однако в сумме эти списки получили лишь 77,3% голосов, так как 20% избирателей проголосовали против всех списков (и еще 2,7% опустили недействительные бюллетени).

Негативную роль играет и слишком большое количество участвующих в выборах списков, поскольку списки-аутсайдеры отнимают голоса друг у друга и у лидеров, а в результате полученные этими списками голоса «пропадают». Так, в регионах с наиболее низкими значениями уровня представительности число списков было среди самых больших: по 10 в Калмыкии и Ульяновской области, 9 – в Свердловской области. Наибольшее число списков (11) было в Сахалинской и Тульской областях, и здесь также уровень представительности был невелик (меньше 75%).

В то же время можно видеть, что попытки искусственного сокращения конкуренции (особенно за счет устранения списков, претендующих на роль лидеров) не приводят к существенному повышению уровня представительности, поскольку в этом случае растет протестное голосование. Как уже отмечалось, высокий уровень голосования против всех списков во Владимирской области связан с отказом в регистрации списка партии «Родина», в Свердловской области – с отказом в регистрации ряда избирательных блоков (в том числе «СПС + Яблоко»).

Таким образом, очевидно, что к негативным последствиям – росту протестного голосования и в результате к снижению реальной представительности избираемого органа – ведет и слишком низкая (особенно в случаях принудительного недопуска на выборы тех или иных списков), и слишком высокая (особенно среди политически близких списков) конкуренция на выборах.


1 Стоит напомнить, что проценты считаются от числа избирателей, принявших участие в голосовании, а в это число входят и избиратели, проголосовавшие против всех списков, и избиратели, опустившие недействительные бюллетени.

2 Разумеется, данные об итогах голосования в регионах использованы, исходя из допущения, что они были бы такими же и при другой установленной законом величине заградительного барьера. Представляется, что это допущение недалеко от истины, учитывая результаты, полученные в регионах с высокой величиной барьера.

 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru