Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  


РОССИЙСКИЕ ВЫБОРЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Материалы международной конференции

А. С. Автономов

Международные стандарты необходимо внедрить в практику

Много говорится о том, что приходится бороться с коррупцией, и с исполнительной властью, и с избирательными комиссиями, и с прокуратурой, и так далее. Но проблема наша не только в этом. Проблема в том, что мы еще иногда боремся и с собственными избирателями. Был такой случай на одном избирательном участке: наблюдатели боролись с избирателями, зная, что они получили соответствующие указания. И наблюдатели обнаружили, что напротив избирательных урн стоят члены избирательной комиссии и избиратели из кабинок идут и бюллетени опускают таким образом, что видно, кого они там отметили. Голосовали–голосовали таким образом, наконец, наблюдатели говорят: нехорошо, пусть от урны члены избирательной комиссии отойдут, ведь урны же видны всем, в крайнем случае, если кто-то ломать начнет, можно подбежать. Члены комиссии отошли, но поставили две камеры напротив этих самых избирательных урн, и избиратели опускали бюллетени теперь уже перед камерами. Тогда наблюдатели говорят: опять нехорошо, пусть избиратели свернут бюллетени, и тогда не будет видно. Избиратели и из этого нашли выход, они стали сворачивать бюллетени таким образом, что опять видно ту строчку. В общем, победить такого избирателя невозможно.

Так что проблема гораздо глубже. К сожалению, проблема в том, что демократии тоже приходится учиться, и это не следует забывать. И конечно, международные стандарты нам должны тоже помогать, должны учить наших и судей, и прокуроров, и представителей органов власти, и так далее.

На самом деле международные избирательные стандарты достаточно абстрактны. И нужно не только формально воспроизводить те или иные стандарты, как они написаны, надо следить, как они трактуются и как они используются в практике.

Например, я не могу согласиться, что заявительный способ регистрации избирателей – это выход из нашей ситуации. Я бы ввел другое, я бы ввел ответственность за недостоверность тех данных, которые есть в списках избирателей. На мой взгляд, это было бы более эффективно. Есть опыт стран Латинской Америки, где коррупция, наверное, близка к нашей, а может быть, мы их и переплюнули; они немножко другим путем пошли. Там в большинстве стран обязательная регистрация избирателей, кое-где есть даже обязательное голосование избирателей. И в некоторых англосаксонских странах, например в Австралии, обязательная регистрация всех избирателей, но там те муниципальные органы, которые представляют эти списки, несут ответственность, если в эти списки вкралась какая-то ошибка.

У нас же совсем другая ситуация. На одних из выборов мы с супругой пришли на избирательный участок, а она за полгода до выборов прописалась – нет ее в списках. А что же делать? А нам говорят: вот, пожалуйста, там стол, можете написать заявление, и Вам дадут бюллетень. Она подошла, а там длинная очередь. То есть, видимо, она не одна такая была. Тогда мы поехали ради интереса туда, где она была до этого прописана, хотя уже полгода как выписалась. Выяснилось, что она там в списке значится. Но там она уже, оказывается, “проголосовала”. И никто никакой ответственности за это не несет.

Поэтому и международный опыт, и наш опыт показывают, что нам надо совершенствовать законодательство. Но не только это. Надо вот это самое гражданское общество растить, формировать, лелеять. И я надеюсь, что мы будем продолжать в этом направлении работать, невзирая на все те, к сожалению, неуспехи, которые мы сегодня отмечаем, потому что только в упорстве и можно добиться успеха.

Сегодня мы живем все-таки пока еще в многопартийном государстве, и важно, чтобы эта многопартийность сохранялась, и важно, чтобы мы, ориентируясь на международные избирательные стандарты, старались внедрить их в практику. И здесь не последним условием является обучение, в том числе и судей, потому что мой опыт показал, что судьи не знают международных актов ни в какой сфере – не только в избирательной. Хотя на самом деле, по Конституции, они обязаны руководствоваться, прежде всего, международными правовыми актами, которые имеют обязательную силу. Я не буду говорить уже об актах, носящих рекомендательный характер, хотя опыт опять же показывает, что даже в тех странах, где международные акты не имеют прямого действия, они все-таки используются. Например, такой опыт был в Великобритании, где в мотивировочной части решения суда ссылались в том числе и на рекомендации международных органов. Они к этому прислушиваются.

У нас же судьи пока еще этого не знают, не знают прокуроры, не знают работники милиции. Поэтому вопрос, конечно, сложный, задача стоит перед нами очень большая, но на то мы в конечном счете и активисты и ученые, чтобы это объяснять.

Не очень я оптимистичен по поводу электронного голосования. Мы были в Соединенных Штатах в 1998 г. на выборах, это было в штате Техас, где бюллетени обрабатываются сканерами. И как раз так получилось, как у нас там интервью брали. Спрашивают: что вам понравилось на выборах в Соединенных Штатах? Я говорю: понравилось то, что только успели люди проголосовать, как сразу все на табло видно, как проголосовали. А что вам не понравилось в наших выборах? Я говорю: не понравилось то, что никто мне так толком и не объяснил, кто же проверяет, что в этом электронном чипе, что никто мне не доказал, что нет никаких подтасовок в этом. Более того, там наблюдать невозможно. Мы спросили у члена избирательной комиссии, а вот наблюдателей-то вы сюда пускаете при подсчете голосов? Он говорит: нет, вы что, они же нам что-нибудь здесь сломают – нам потом отвечать. Техника такая дорогая.

В 2000 г. там случился скандал, как вы помните, когда начали вручную пересчитывать на нескольких участках, данные не совпали, т.е. это показатель – если даже не было прямой фальсификации, могут быть сбои в системе. У нас же таких сбоев, наверное, будет очень много, учитывая, что у нас все-таки только 7% семей имеют компьютеры дома. Как люди будут в этих условиях голосовать, насколько удастся обеспечить беспристрастное и точное голосование? Или просто полностью воплотится мечта товарища Сталина: неважно, как проголосуют, важно, как подсчитают. Вот здесь даже проще будет подсчитывать, и наблюдать действительно будет невозможно.

 

предыдущий раздел

следующий раздел

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru