2.2. Равное избирательное право
Принцип равного
избирательного права, как и принцип
всеобщего избирательного права, является
одним из основных принципов, закрепленных
в международных документах. Он
провозглашается в статье 21 Всеобщей
декларации прав человека, статье 25
Международного пакта о гражданских и
политических правах, статье 3 Конвенции о
стандартах демократических выборов,
избирательных прав и свобод в государствах
– участниках Содружества Независимых
Государств, пункте 7.3 Документа
Копенгагенского совещания Конференции по
человеческому измерению СБСЕ и др.
Так же как и всеобщее
избирательное право, равное избирательное
право непосредственно отмечено в
Конституции РФ только в отношении выборов
Президента РФ. Однако принцип равного
избирательного права прямо следует из
статьи 19 Конституции РФ и общепризнанных
норм международного права, которые
являются частью правовой системы
Российской Федерации.
Принцип равного
избирательного права закреплен в пункте 1
статьи 3 и в статье 5 Федерального закона
“Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации”. Отдельно
в статье 39 того же закона отмечено
равенство прав и обязанностей кандидатов.
В целом принцип равного
избирательного права включает в себя:
- равное число голосов,
предоставляемое избирателям;
- равный вес голоса избирателя;
- равенство прав кандидатов в
процессе предвыборной конкуренции.
Предоставление всем
избирателям равного числа голосов
неукоснительно соблюдалось на выборах в
Российской Федерации за одним исключением.
На выборах с использованием
многомандатных избирательных округов
законодательство допускает образование
избирательных округов с разным числом
мандатов, распределяемых в этих округах.
При этом до 2000 г. обычной была практика, при
которой избиратели имели столько голосов,
сколько разыгрывалось мандатов. Таким
образом, избиратели в разных избирательных
округах имели на одних и тех же выборах
разное число голосов. Постановление
Конституционного Суда РФ от 23 марта 2000 г.
№ 4-П признало такую практику
неконституционной1. В
соответствии с этим постановлением уже в
2001 г. на выборах Мурманской областной Думы
и Законодательного Собрания Тверской
области все избиратели имели один голос
независимо от числа мандатов,
распределяемых в избирательном округе. А в
2002 г. требование о равном числе голосов на
таких выборах было включено и в
Федеральный закон “Об основных
гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской
Федерации”.
Равный вес голоса
избирателя при выборах по мажоритарной
избирательной системе обеспечивается
главным образом равенством (примерным)
избирательных округов по числу
зарегистрированных избирателей. Согласно
пункту 4 статьи 18 Федерального закона “Об
основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации”, в одномандатных
избирательных округах допускается
отклонение числа избирателей от средней
нормы представительства не более чем на 10%.
Аналогичная норма установлена и для
многомандатных избирательных округов2.
Однако закон
предусматривает и ряд исключений из общего
правила, причем круг и размер исключений
был значительно расширен в 2003 г.3:
- в труднодоступных и отдаленных
местностях допустимый размер отклонения
для одномандатного округа составляет 30% (до
2003 г. было 15%);
- для того чтобы избежать
разделения территорий муниципальных
образований между разными округами,
допустимый размер отклонения повышается
до 20%;
- при образовании избирательных
округов на территориях компактного
проживания коренных малочисленных
народов допустимый размер отклонения
может быть повышен до 40%4;
- предельные нормы отклонений
могут не применяться при образовании на
территории автономного округа, входящего
в состав другого субъекта РФ, одного
одномандатного избирательного округа,
включающего в себя всю территорию
данного автономного округа – на
выборах депутатов законодательного
органа указанного субъекта РФ;
- предельные нормы отклонений
могут не применяться при выборах в
федеральные органы власти5.
Последнее исключение
касается выборов депутатов
Государственной Думы, где было
предусмотрено образование на территории
любого субъекта РФ не менее одного
одномандатного избирательного округа. В
силу значительных различий в численности
населения субъектов РФ эта норма приводила
к огромным расхождениям в числе
избирателей в разных одномандатных
избирательных округах. Так, на выборах
депутатов Государственной Думы четвертого
созыва наименьшее число избирателей (около
12 тысяч) было в Эвенкийском одномандатном
избирательном округе № 224, а наибольшее (около
781 тысячи) – в Курганском одномандатном
избирательном округе № 96. Таким образом,
вес голоса избирателей Курганской области
и Эвенкийского автономного округа
различался примерно в 64 раза. Однако
Конституционный Суд РФ в своем
постановлении от 17 ноября 1998 г. № 26-П
признал такое неравенство соответствующим
Конституции РФ. В постановлении отмечено,
что “в целях сохранения целостности
федеративного государства равное
избирательное право может быть ограничено
законом таким образом, чтобы гарантировать
представительство субъектов Федерации с
малочисленным населением и тем самым
обеспечить надлежащий представительный
характер и легитимность федерального
парламента”6.
Что касается соблюдения
принципа равенства кандидатов в процессе
предвыборной конкуренции, то этот вопрос
будет подробно проанализирован в разделе
2.8.3.
1 См.:
Собрание законодательства РФ. 2000. № 13. Ст.
1429.
2 Отметим,
что формулировка закона, касающаяся
предельного отклонения числа избирателей
в многомандатных округах, не точна.
3 См.:
Федеральный закон от 4 июля 2003 г. № 102-ФЗ (Собрание
законодательства РФ. 2003. № 27. С. 2716).
4 Отметим,
что при допустимом 20%-ном отклонении
размера округа от средней нормы
представительства вес голоса у разных
избирателей может различаться в 1,5 раза,
при 30%-ной – в 1,86 раза, а при 40%-ной – в
2,33 раза.
5 Отметим,
что пункт 1 статьи 3 Конвенции о стандартах
демократических выборов, избирательных
прав и свобод в государствах –
участниках Содружества Независимых
Государств в качестве исключений признает
только труднодоступность и отдаленность
местности и компактность коренных
малочисленных народов или национальных
меньшинств и этнических групп.
6 Собрание
законодательства РФ. 1998. № 48. Ст. 5969.
|