Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  


РОССИЙСКИЕ ВЫБОРЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Материалы международной конференции

2.9. Право граждан добиваться государственных постов в личном качестве

Согласно пункту 7.5 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, государства–участники “уважают право граждан добиваться политических или государственных постов в личном качестве или в качестве представителей политических партий или организаций без дискриминации”.

Российское избирательное законодательство предусматривает два способа выдвижения кандидатов на выборах: выдвижение избирательными объединениями1 и самовыдвижение2. Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом (которое имеет минимальные ограничения3), вправе самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру. Для регистрации в качестве кандидата он должен либо представить установленное законом количество подписей избирателей соответствующего избирательного округа, либо внести избирательный залог (который возвращается, если кандидат получает на выборах не менее 5% голосов).

Такой порядок, реально позволяющий гражданам добиваться государственных постов в личном качестве, действовал до 2005 г. Например, на выборах депутатов Государственной Думы в 2003 г. право на самовыдвижение реализовали 1338 граждан, из них 757 были зарегистрированы в качестве кандидатов, и 67 из них были избраны депутатами Государственной Думы.

В 2005 г. был принят новый Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”4. Этот закон предусматривает избрание всего состава Государственной Думы по партийным спискам. Таким образом, на выборах депутатов Государственной Думы следующего созыва граждане РФ лишаются права на самовыдвижение.

В качестве смягчающей меры российский законодатель ввел в указанный закон статью 37, названную “Гарантии реализации пассивного избирательного права граждан”. Согласно этой статье, каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, вправе не позднее чем через 3 дня со дня опубликования решения о назначении выборов в Государственную Думу обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список этой партии. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем 10 членами партии она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения.

Очевидно, что данная норма не содержит реальных гарантий реализации гражданином его пассивного избирательного права. Никто не может навязать партии включение того или иного гражданина в ее список. В любом случае реализация гражданином пассивного избирательного права будет зависеть от партий, а не от самого гражданина и (или) избирателей, как это было до сих пор.

Следует отметить, что право партии включать в свой список граждан, не являющихся членами этой партии, существовало с самых первых выборов по партийным спискам 1993 г. и было подтверждено Конституционным Судом, отметившим, что это соответствует конституционному принципу равенства прав граждан независимо от их принадлежности к общественным объединениям5.

Однако, как нам представляется, граждане, баллотирующиеся в составе партийного списка (в том числе и беспартийные), претендуют на депутатские мандаты не в личном качестве, а именно как представители данной политической партии. Это в еще большей степени усиливается введенной недавно (Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ6) нормой, согласно которой депутат, избранный по партийному списку, обязан войти во фракцию, образованную этой партией, а в случае его добровольного выхода из этой фракции он лишается мандата.

Переход на полностью пропорциональную систему на выборах депутатов Государственной Думы стимулировал аналогичные процессы на региональном и местном уровнях. В Санкт-Петербурге принят закон, согласно которому очередные выборы Законодательного Собрания города также будут проводится полностью по пропорциональной системе. В г. Волжский Волгоградской области выборы депутатов городской Думы, назначенные на 9 октября 2005 г., уже проводятся полностью по пропорциональной системе.

Новая редакция “рамочного” федерального закона требует, чтобы в таких случаях закон субъекта РФ предусматривал гарантии реализации прав граждан РФ, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами. Как следует из заключения Центризбиркома РФ, закон Санкт-Петербурга “О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга” таких гарантий не содержит. Не содержатся требуемые гарантии и в Законе Волгоградской области “О выборах в органы местного самоуправления Волгоградской области”. Однако если считать образцом гарантий цитированную выше норму Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, то введение подобных норм в законы субъектов РФ принципиально ничего не изменит. Какие-либо иные гарантии придумать, вероятно, не удастся.

Смешанная система формирования Государственной Думы (точнее, сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем), действовавшая до сих пор, в большей степени отвечала и условиям России (где еще относительно слабы политические партии), и международным стандартам (обеспечивая возможность граждан добиваться государственных постов как в личном качестве, так и в качестве представителей политических партий), и основным тенденциям мирового развития избирательных систем. Переход на полностью пропорциональную систему выборов, по нашему мнению, приведет к ухудшению ситуации с реализацией пассивного избирательного права.


1 На федеральных выборах избирательными объединениями являются политические партии, на региональных – политические партии и их региональные отделения. На муниципальных выборах избирательными объединениями могут быть также общественные организации и движения.

2 Законы 1994–1995 гг. предусматривали выдвижение непосредственно избирателями. “Рамочный” федеральный закон от 19 сентября 1997 г. наряду с выдвижением избирателями закрепил право граждан на самовыдвижение. В новом “рамочном” законе от 12 июня 2002 г. осталось только самовыдвижение.

3 В соответствии с Конституцией РФ, пассивного избирательного права лишены граждане, признанные судом недееспособными и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, пассивное избирательное право ограничено возрастом (наиболее высокий ценз, 35 лет, установлен для Президента РФ; на выборах высших должностных лиц субъектов РФ максимально возможный ценз составлял 30 лет; в остальных случаях возрастной ценз не превышает 21 года). Пассивного избирательного права лишается также гражданин, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности. Допускаются также запреты для занятия определенных выборных должностей более установленного числа сроков подряд. Не допускается ограничение пассивного избирательного права, связанное с местом жительства гражданина РФ (кроме выборов Президента РФ).

4 См.: Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.

5 См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 48. Ст. 5969.

6 См.: Собрание законодательства РФ. 2005. № 30. Ст. 3104.

 

предыдущий раздел

следующий раздел

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru