Требование
равного веса голосов
избирателей относится ко всем
избирательным системам
Аркадий
Любарев
Уважаемый
Сергей Нестерович!
1.
Начну с тех
альтернатив, которые Вы
предлагаете. Но сразу скажу,
что не все из них допускают
однозначный ответ – «да» или «нет»,
по крайней мере без
дополнительных комментариев.
Альтернатива
1. Я согласен с формулировкой: «Главная
цель выборов – предоставление
возможности каждому гражданину
на управление своим
государством через своего
представителя».
Альтернатива
2. Я согласен с формулировкой: «Равное
количество представителей у
каждого избирателя в каждом
представительном органе
важнейшим элементом равноправия
избирателей не является».
Комментарий:
мне казалось, что моя точка
зрения по этим двум вопросам
четко видна из нашей переписки.
Альтернатива
3. Если ставить вопрос так
жестко, то я вынужден отдать
предпочтении формулировке: «Каждый
депутат не является
представителем всех избирателей
того округа, в котором он избран».
Но этот мой ответ нуждается в
подробном комментарии.
В
широком смысле каждый депутат
является представителем всех
избирателей той территории,
которая находится под
юрисдикцией данного
представительного органа. Если
не признавать это, то нужно
запретить депутатам принимать
участие в решении вопросов,
которые не касаются интересов
избирателей тех округов, в
котором они избраны, и вообще –
касаться этих вопросов.
Но
такое широкое понимание
представительства не
соответствует тому, что я
вкладываю в понятие
представителя в ответе на первый
вопрос. Поэтому я должен
сформулировать это понятие в
узком смысле. В узком смысле
депутат является представителем
тех избирателей, которые за него
проголосовали – как
непосредственно за него, так и за
него в составе списка. Здесь,
пожалуй, стоит еще оговорить
одно условие: если у избирателя
есть возможность связаться с
этим депутатом.
Кстати,
отмечу, что если бы я ограничился
только широким понятием, я не
смог бы дать ответ по этой
альтернативе, поскольку она не
вполне корректно сформулирована.
Если считать, что депутат
национального парламента
является представителем всех
избирателей своей страны (а
депутат регионального
парламента – всех избирателей
своего региона, и т.п.), а не
только округа, где он избран, то
второй вариант ответа
неприемлем, а первый – не точен,
поскольку в этом случае депутат
является представителем всех
избирателей того округа, в
котором он избран, но не только
их.
Альтернатива
4. Я согласен с формулировкой: «Ограничение
права отдельного гражданина
внести в список кандидатов любую
кандидатуру не снижает
демократичности избирательной
системы». Эту позицию я тоже
ранее обозначил.
Альтернатива
5. Я согласен с формулировкой: «Граждане,
объединившиеся в партии, не
должны иметь преимущества в ходе
избирательной кампании перед не
объединившимися в партию
гражданами». Но я разу же должен
дать свой комментарий к этой
формулировке.
Равенство
граждан, являющихся и не
являющихся членами политических
партий, обеспечивается, с моей
точки зрения, в частности, тем,
что политическая партия имеет
право выдвигать в качестве
кандидатов граждан, не
являющихся ее членами. При этом
не должно быть каких-либо квот,
вроде тех, которые были введены
недавно (в список может быть
включено не более половины
беспартийных).
В
то же время наличие у
коллективного субъекта
избирательного процесса,
каковым является политическая
партия, прав, которыми не
обладают индивидуальные
субъекты (граждане), я не считаю
нарушением равенства прав
граждан.
2.
По поводу веса голоса. Я с
пониманием отношусь к тому, что
Вы последовали моему примеру и
привели длинную цитату из
нормативного акта, с которым я,
естественно, знаком. Разумеется,
я не могу согласиться с Вашей
интерпретацией этой цитаты. В
подпункте «б» речь,
действительно, идет
исключительно о разбиении
территории на округа. Но я имел в
виду подпункт «а», в котором
особо отмечено, что он касается
любой избирательной системы. С
моей точки зрения, «а» и «б» –
это самостоятельные подпункты, и
подпункт «б» не является
расшифровкой подпункта «а».
Я
думаю, что Вы прекрасно поняли,
что я имел в виду под «долей
голоса избирателя в мандате» и «числом,
обратным числу голосов, которые
приходятся на один мандат». Да, в
случае мажоритарной системы это
будет число, обратное числу
избирателей, которое за данного
кандидата проголосовало. В
случае пропорциональной системы
это будет число мандатов,
полученных списком, деленное на
число избирателей, которое за
этот список проголосовало. И я бы
попросил Вас, прежде чем
употреблять слово «жульничество»,
приводить серьезные аргументы (хотя
было бы лучше вообще обходиться
без бранных слов).
3.
Теперь я вынужден все же
отреагировать на первые два
абзаца Вашего письма. Вообще,
Ваше утверждение об
обязательности общей цели – из
разряда софизмов. Я свою цель не
маскирую. Но Вы неверно
утверждаете, что моя цель в этой
дискуссии «половчее написать
вредный текст – избирательный
кодекс». Мне кажется, всем
очевидно, что дискуссия эта
только отвлекает меня от
написания проекта кодекса. И
веду я ее, для того чтобы
проверить прочность тех позиций,
на которых я строю этот проект.
Ну, и еще в надежде, что мне
пригодятся какие-то идеи
нестандартно мыслящего человека.
А
Вы, на мой взгляд, лукавите, когда
утверждаете, что Ваша цель – «найти
оптимальную избирательную
систему». Поскольку из всего, что
Вы уже написали, четко следует,
что Вы считаете эту цель
достигнутой. И Ваша главная цель
в данной дискуссии, по-видимому,
та же, что и у меня: проверить
прочность Ваших позиций. Вторая
цель, вероятно: убедить меня в
своей правоте.
26.05.2009
Отклик
|