ОБРАЩЕНИЕ
участников
Общественных слушаний “Пропорциональная
избирательная реформа:
интересы бюрократии или
граждан”
По
инициативе Независимого
института выборов 13 апреля 2005
года в Москве состоялись
Общественные слушания на
тему “Пропорциональная
избирательная реформа:
интересы бюрократии или
граждан”. В Общественных
слушаниях приняли участие
депутаты Государственной
Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, члены
Центральной избирательной
комиссии Российской
Федерации, представители
политических партий,
общественных объединений,
неправительственных
организаций, ученые,
специалисты, представители
средств массовой информации.
Участники
слушаний высказали
обеспокоенность
форсированным принятием
нового федерального закона о
выборах депутатов
Государственной Думы,
который существенно ущемляет
конституционные права
граждан Российской Федерации
и будет способствовать еще
большему снижению доверия
общества к выборам и органам
власти, что представляет
серьезную опасность для
политической системы России.
Беспокойство вызывает и
практика нарушений
избирательных прав граждан
на региональных выборах,
которая требует серьезного
совершенствования
федерального избирательного
законодательства.
Обсудив
перспективы
совершенствования
избирательного
законодательства в
Российской Федерации,
заслушав доклады и
выступления, участники
Общественных слушаний
считают необходимым
обратиться к Федеральному
Собранию Российской
Федерации, Президенту
Российской Федерации, в
Центральную избирательную
комиссию Российской
Федерации с настоящим
Обращением.
1. Мы
полагаем, что сегодня нет
необходимости в
скоропалительном принятии
нового закона о выборах
депутатов Государственной
Думы, поскольку до очередных
парламентских выборов
остается еще более двух лет.
Во избежание коллизий
федеральных законов
принимать новый закон о
выборах депутатов
Государственной Думы
необходимо одновременно с
законом о внесении изменений
в другие законы о выборах. Еще
более целесообразной
является разработка
федерального избирательного
кодекса, который позволит
упорядочить федеральное и
региональное
законодательство о выборах,
предотвратит коллизию
различных избирательных
законов и будет
способствовать стабильности
избирательного
законодательства.
2. Мы
считаем, что избирательное
законодательство должно
отражать интересы всего
общества, а не отдельных
ветвей власти или тем более
отдельных политических
партий. Именно поэтому любые
изменения избирательного
законодательства необходимо
осуществлять только после
широкой и компетентной
общественной экспертизы и
публичного обсуждения. Мы
считаем, что для увеличения
доверия общества к
результатам выборов
необходимо развивать
институты общественного
контроля и профессионального
мониторинга избирательных
кампаний. В связи с этим мы
призываем предоставить право
назначения наблюдателей всем
зарегистрированным
общественным объединениям и
структурам экспертного
сообщества. Считаем
необходимым также усилить
общественную составляющую в
статусе избирательных
комиссий, гарантировать их
независимость от
исполнительной власти.
3. Мы
полагаем, что смешанная
избирательная система на
сегодняшний день является
оптимальной для российского
государства. По нашему мнению,
переход на полностью
пропорциональную систему
приведет к нарушению
избирательных прав граждан и
к снижению
представительности
Государственной Думы.
Альтернативой переходу к
полностью пропорциональной
системе может стать
модификация смешанной
системы в направлении ее
персонализации с учетом
отечественного и зарубежного
опыта.
Мы
полагаем, что в нашей стране
еще не сложились условия,
позволяющие отказаться от
института избирательных
блоков. Отказ от
избирательных блоков
возможен только в условиях
стабильной партийной системы.
Необходимо сохранение
избирательных блоков как на
выборах депутатов
Государственной Думы, так и
на региональных и местных
выборах.
Мы считаем,
что пятипроцентный
заградительный барьер
является предельно
допустимым и установление
более высоких барьеров
приводит к существенному
снижению представительности
законодательного органа. Мы
категорически против
повышения заградительного
барьера на выборах депутатов
Государственной Думы. В
случае перехода на
пропорциональную систему
заградительный барьер должен
быть снижен, поскольку в этом
случае даже трехпроцентный
барьер обеспечивает наличие
в Государственной Думе
фракций достаточной
численности. Считаем, что
федеральным законом должна
быть установлена максимально
возможная величина
заградительного барьера
также для региональных и
местных выборов.
Полагаем,
что радикальное увеличение
минимального числа
региональных групп на
выборах депутатов
Государственной Думы будет
способствовать не сближению
депутатов и избирателей, а
снижению представительности
Думы. Мы предлагаем снизить
минимальное число
региональных групп до
разумной величины.
4. Мы
полагаем, что в Российской
Федерации с ее региональным и
этническим разнообразием,
могут найти широкое
применение различные
избирательные системы,
проверенные отечественным и
мировым опытом. В то же время
введение новых избирательных
систем требует
предварительной апробации на
региональном или местном
уровне в сочетании с
серьезной юридической
проработкой для обеспечения
избирательных прав граждан. В
связи с этим мы считаем
необходимым закрепить в
федеральном законе гарантии
избирательных прав граждан
при использовании различных
избирательных систем (открытые
списки, преференциальные
системы и т.п.).
На
слушаниях выступили и
поддержали Обращение:
-
Рыжков
Владимир Александрович
– депутат
Государственной Думы
-
Похмелкин
Виктор Валерьевич –
депутат Государственной
Думы
-
Застрожная
Ольга Кирилловна –
секретарь Центральной
избирательной комиссии РФ
-
Колюшин
Евгений Иванович – член
Центральной избирательной
комиссии РФ
-
Иванченко
Александр Владимирович
– председатель Совета
директоров Независимого
института выборов
-
Лысенко
Владимир Николаевич –
сопредседатель
Республиканской партии РФ,
президент Института
современной политики
-
Надеждин
Борис Борисович – зав.
кафедрой права МФТИ, член
Федерального политсовета
политической партии “Союз
правых сил”
-
Беляева
Нина Юрьевна – зав.
кафедрой публичной
политики Высшей школы
экономики, координатор
Коалиции общественных
объединений “Мы,
граждане!”
-
Бузин
Андрей Юрьевич –
председатель
Межрегионального
объединения избирателей
-
Гущин
Виктор Викторович –
председатель оргкомитета
гражданского действия “Мы
– против всех”
-
Сатаров
Георгий Александрович –
президент Фонда “ИНДЕМ”
-
Шибанова
Лилия Васильевна –
исполнительный директор
Ассоциации “ГОЛОС”
-
Дмитриев
Юрий Альбертович – зав.
кафедрой государственного
и муниципального права
Академии труда и
социальных отношений
-
Каюнов
Олег Николаевич –
эксперт (один из
разработчиков российского
избирательного
законодательства 1993–1999
годов)
-
Кириченко
Леонид Андреевич –
эксперт
-
Козлов
Владимир Николаевич –
ведущий аналитик группы
“Меркатор”
-
Кынев
Александр Владимирович
– эксперт Института
гуманитарно-политических
исследований
-
Лапаева
Валентина Викторовна –
главный научный сотрудник
Российской академии
правосудия
-
Садовникова
Галина Дмитриевна –
доцент кафедры
конституционного и
муниципального права
Московской
государственной
юридической академии
-
Шейнис
Виктор Леонидович –
эксперт (один из
разработчиков российского
избирательного
законодательства 1993–1999
годов)
СТЕНОГРАММА
общественных слушаний на тему: «Пропорциональная
избирательная реформа: интересы бюрократии или
граждан» Публикации в СМИ о
слушаниях:
Пропорциональная
система выборов ударит по
Кремлю (Утро.ру, 14.04.2005)
Лекция о
выборах (Российская газета,
14.04.2005)
ФОТО
|