Ю. А. Гурман
Роль прокуратуры, как надзорного
органа, в период проведения избирательной
кампании
Я приведу случай,
который был на выборах Президента 2004 г. в
Увельском районе Челябинской области.
Распространялись вот такие приглашения: 14
марта приглашаем на розыгрыш 3000 призов.
Каждый гражданин России 14 марта получит
право участвовать в розыгрыше призов –
телевизоры, пылесосы, музцентры,
микроволновые печи, кухонные комбайны и
другая бытовая техника. Билеты для участия
в розыгрышах вручаются на избирательных
участках. Номерные билетики, где номер
соответствует номеру избирателя в списке
избирателей.
Уникальный документ,
который нам удалось получить на
избирательном участке: супершоу “Ночь
после выборов”. С 22:00 до 6:00 – с печатью,
избирательный участок номер 2058,
избирательная комиссия, Челябинская
область, Российская Федерация. Заверено
участковой избирательной комиссией.
Теперь привожу
стенограмму беседы по телефону с
начальником отдела прокуратуры
Челябинской области.
Представитель
Ассоциации “ГОЛОС”, г-жа Н.:
Здравствуйте, до начала выборов мы
обсуждали с вами тему возможности
проведения лотереи для привлечения
избирателей. Нами зафиксированы факты
выдачи купонов для розыгрыша. Они выдаются
абсолютно на всех участках. В 20:00
запланирован розыгрыш призов, указываются
адреса.
Г-жа из прокуратуры:
Почему вы звоните в прокуратуру области?
Это вопрос не нашей компетенции.
Обращайтесь в районное отделение
прокуратуры с конкретными заявлениями или
в другие органы.
Представитель
Ассоциации “ГОЛОС”: Это
явление повсеместное. Никто этого не
скрывает. Звучала информация на “Русском
радио” с призывом идти на выборы и
получать лотерейные билеты. Члены
участковых комиссий ссылаются на команду
из территориальных комиссий.
Территориальные комиссии говорят, что
здесь ни при чем.
Г-жа из прокуратуры:
Мы этим вопросом заниматься не будем. Мы
– не оперативная служба. У нас нет на это
полномочий. Обращайтесь с этими вопросами
в другие органы, а нам нужны конкретные
факты.
Представитель
Ассоциации “ГОЛОС”:
Прокуратура – это орган, который
уполномочен государством следить за
соблюдением законности. Почему мы,
общественные организации, должны
разыскивать какие-то другие органы и
непонятно куда-то обращаться? Когда вы,
существуя на деньги налогоплательщиков,
обязаны этим заниматься. В соответствии с
Законом о прокуратуре, прошу вас принять
заявление о фактах нарушения пункта 3
статьи 56 Закона об основных гарантиях на
избирательных участках (идет перечень
избирательных участков из 10 пунктов).
– Алло, алло? Я вас не
слышу, не слышу номеров избирательных
участков.
(Далее идет опять
перечисление избирательных участков.)
– Алло, алло? Не слышу.
– Удивительно, Вы не
слышите, когда мы называем конкретную
информацию.
– Алло? Не слышу.
Перезвоните.
Вот такая позиция
прокуратуры, когда имеются факты нарушения
избирательного законодательства.
У нас есть целый реестр
наших обращений в прокуратуру области, в
прокуратуру районов. И везде позиция
прокуратуры такая: ничего не вижу, ничего
не слышу, ничего никому не скажу.
Что с этим делать и как с
этим бороться и есть ли вообще пути борьбы
с этим явлением? Для начала, мне кажется,
необходимо обратиться к Конституции.
Статья 45 Конституции говорит о том, что
государственная защита прав и свобод
человека и гражданина в Российской
Федерации гарантируется. То есть
государство гарантировало нам, что оно
будет защищать наши права и свободы, в том
числе наши избирательные права.
В то же время статья 129
Конституции говорит о том, что в Российской
Федерации есть прокуратура; о том, что она
составляет единую централизованную
систему, что полномочия, организация и
порядок деятельности Прокуратуры
Российской Федерации определяются
федеральным законом.
Открываем федеральный
закон о прокуратуре. В преамбуле этого
закона сказано, что Прокуратура РФ –
единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от имени
Российской Федерации надзор за
соблюдением Конституции РФ и исполнением
законов, действующих на территории
Российской Федерации.
Все, более в этом законе
ни слова о том, что прокуратура является
гарантирующим органом, о том, что она
обязана осуществлять защиту и обязана
осуществлять гарантии, которые прописаны в
Конституции, о том, что она является
составляющим этого механизма,
гарантирующего нам, как гражданам, наши
права.
И во всем законе о
прокуратуре в принципе нет ничего, что
обязывало бы прокурора принимать какие-либо
меры или осуществлять какие-либо действия
в случаях нарушения избирательного
законодательства.
Если взять Федеральный
закон “Об основных гарантиях
избирательных прав и прав на участие в
референдуме граждан Российской Федерации”,
то в этом законе тоже всего несколько
ссылок на прокуратуру, и то это касается
лишь того, что прокуроры не могут быть
членами избирательных комиссий, и вопроса
о лишении неприкосновенности членов
избирательных комиссий. А также то, что
органы суда и прокуратуры обязаны
обеспечить своевременное рассмотрение
обращений граждан, которые к ним поступают
в период избирательной кампании. Все –
никаких гарантий, никаких полномочий
прокуратуры и обязанности прокуратуры
следить за соблюдением законности в ходе
избирательной кампании закон не содержит.
Поэтому, наверное,
тщетны наши желания, чтобы прокуратура
каким-то образом повлияла на ситуацию. Она
в принципе никогда и не собиралась этого
делать.
Более того, если
посмотреть на статью 2 закона об основных
гарантиях избирательных прав, то можно
понять, что наше государство вообще и не
собиралось гарантировать избирательные
права гражданам, потому что само понятие
“гарантии избирательных прав”,
изложенное в этой статье, говорит о том, что
это – правила и процедуры,
обеспечивающие реализацию избирательных
прав. А о том, что они должны быть исполнены,
и о том, что государство создает механизмы
и берет на себя обязательства исполнить
эти правила и процедуры, по сути дела, в
законе нет ни слова.
Именно поэтому, мне
кажется, существует такое положение, что
наши законы не исполняются.
Еще один момент: наш
закон об основных гарантиях – это, по
сути дела, закон не о гарантиях
избирательных прав, это закон об
ограничениях, которые связаны с
избирательным процессом. Закон
накладывает ограничения на те или иные
процедуры и устанавливает те или иные
процедуры, но он ограничивает права, а не
гарантирует нам соблюдения наших прав как
таковых.
В наших законах так
много всего написано, так много всего
прописано. Но, к сожалению, наши законы
живут сами по себе, а люди у нас живут, как
жили. Люди не читают этих законов, не
воспринимают эти законы и не умеют
пользоваться этими законами. И точно так же
и работники прокуратуры очень плохо знают
законы, особенно избирательное
законодательство, и нет специалистов в
прокуратуре, которые бы ведали именно узко
избирательным законодательством.
Реально ожидать от
прокуратуры каких-то действий можно только
в стране, где живут по законам. Но, к
сожалению, в нашей стране власть живет по
понятиям, и прокуратура вынуждена защищать
эти понятия. Что она, к сожалению, и делает.
|