Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  


РОССИЙСКИЕ ВЫБОРЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Материалы международной конференции

Ю. А. Гурман

Роль прокуратуры, как надзорного органа, в период проведения избирательной кампании

Я приведу случай, который был на выборах Президента 2004 г. в Увельском районе Челябинской области. Распространялись вот такие приглашения: 14 марта приглашаем на розыгрыш 3000 призов. Каждый гражданин России 14 марта получит право участвовать в розыгрыше призов – телевизоры, пылесосы, музцентры, микроволновые печи, кухонные комбайны и другая бытовая техника. Билеты для участия в розыгрышах вручаются на избирательных участках. Номерные билетики, где номер соответствует номеру избирателя в списке избирателей.

Уникальный документ, который нам удалось получить на избирательном участке: супершоу “Ночь после выборов”. С 22:00 до 6:00 – с печатью, избирательный участок номер 2058, избирательная комиссия, Челябинская область, Российская Федерация. Заверено участковой избирательной комиссией.

Теперь привожу стенограмму беседы по телефону с начальником отдела прокуратуры Челябинской области.

Представитель Ассоциации “ГОЛОС”, г-жа Н.: Здравствуйте, до начала выборов мы обсуждали с вами тему возможности проведения лотереи для привлечения избирателей. Нами зафиксированы факты выдачи купонов для розыгрыша. Они выдаются абсолютно на всех участках. В 20:00 запланирован розыгрыш призов, указываются адреса.

Г-жа из прокуратуры: Почему вы звоните в прокуратуру области? Это вопрос не нашей компетенции. Обращайтесь в районное отделение прокуратуры с конкретными заявлениями или в другие органы.

Представитель Ассоциации “ГОЛОС”: Это явление повсеместное. Никто этого не скрывает. Звучала информация на “Русском радио” с призывом идти на выборы и получать лотерейные билеты. Члены участковых комиссий ссылаются на команду из территориальных комиссий. Территориальные комиссии говорят, что здесь ни при чем.

Г-жа из прокуратуры: Мы этим вопросом заниматься не будем. Мы – не оперативная служба. У нас нет на это полномочий. Обращайтесь с этими вопросами в другие органы, а нам нужны конкретные факты.

Представитель Ассоциации “ГОЛОС”: Прокуратура – это орган, который уполномочен государством следить за соблюдением законности. Почему мы, общественные организации, должны разыскивать какие-то другие органы и непонятно куда-то обращаться? Когда вы, существуя на деньги налогоплательщиков, обязаны этим заниматься. В соответствии с Законом о прокуратуре, прошу вас принять заявление о фактах нарушения пункта 3 статьи 56 Закона об основных гарантиях на избирательных участках (идет перечень избирательных участков из 10 пунктов).

– Алло, алло? Я вас не слышу, не слышу номеров избирательных участков.

(Далее идет опять перечисление избирательных участков.)

– Алло, алло? Не слышу.

– Удивительно, Вы не слышите, когда мы называем конкретную информацию.

– Алло? Не слышу. Перезвоните.

Вот такая позиция прокуратуры, когда имеются факты нарушения избирательного законодательства.

У нас есть целый реестр наших обращений в прокуратуру области, в прокуратуру районов. И везде позиция прокуратуры такая: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу.

Что с этим делать и как с этим бороться и есть ли вообще пути борьбы с этим явлением? Для начала, мне кажется, необходимо обратиться к Конституции. Статья 45 Конституции говорит о том, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. То есть государство гарантировало нам, что оно будет защищать наши права и свободы, в том числе наши избирательные права.

В то же время статья 129 Конституции говорит о том, что в Российской Федерации есть прокуратура; о том, что она составляет единую централизованную систему, что полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Открываем федеральный закон о прокуратуре. В преамбуле этого закона сказано, что Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Все, более в этом законе ни слова о том, что прокуратура является гарантирующим органом, о том, что она обязана осуществлять защиту и обязана осуществлять гарантии, которые прописаны в Конституции, о том, что она является составляющим этого механизма, гарантирующего нам, как гражданам, наши права.

И во всем законе о прокуратуре в принципе нет ничего, что обязывало бы прокурора принимать какие-либо меры или осуществлять какие-либо действия в случаях нарушения избирательного законодательства.

Если взять Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, то в этом законе тоже всего несколько ссылок на прокуратуру, и то это касается лишь того, что прокуроры не могут быть членами избирательных комиссий, и вопроса о лишении неприкосновенности членов избирательных комиссий. А также то, что органы суда и прокуратуры обязаны обеспечить своевременное рассмотрение обращений граждан, которые к ним поступают в период избирательной кампании. Все – никаких гарантий, никаких полномочий прокуратуры и обязанности прокуратуры следить за соблюдением законности в ходе избирательной кампании закон не содержит.

Поэтому, наверное, тщетны наши желания, чтобы прокуратура каким-то образом повлияла на ситуацию. Она в принципе никогда и не собиралась этого делать.

Более того, если посмотреть на статью 2 закона об основных гарантиях избирательных прав, то можно понять, что наше государство вообще и не собиралось гарантировать избирательные права гражданам, потому что само понятие “гарантии избирательных прав”, изложенное в этой статье, говорит о том, что это – правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав. А о том, что они должны быть исполнены, и о том, что государство создает механизмы и берет на себя обязательства исполнить эти правила и процедуры, по сути дела, в законе нет ни слова.

Именно поэтому, мне кажется, существует такое положение, что наши законы не исполняются.

Еще один момент: наш закон об основных гарантиях – это, по сути дела, закон не о гарантиях избирательных прав, это закон об ограничениях, которые связаны с избирательным процессом. Закон накладывает ограничения на те или иные процедуры и устанавливает те или иные процедуры, но он ограничивает права, а не гарантирует нам соблюдения наших прав как таковых.

В наших законах так много всего написано, так много всего прописано. Но, к сожалению, наши законы живут сами по себе, а люди у нас живут, как жили. Люди не читают этих законов, не воспринимают эти законы и не умеют пользоваться этими законами. И точно так же и работники прокуратуры очень плохо знают законы, особенно избирательное законодательство, и нет специалистов в прокуратуре, которые бы ведали именно узко избирательным законодательством.

Реально ожидать от прокуратуры каких-то действий можно только в стране, где живут по законам. Но, к сожалению, в нашей стране власть живет по понятиям, и прокуратура вынуждена защищать эти понятия. Что она, к сожалению, и делает.

 

предыдущий раздел

следующий раздел

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru