Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  


РОССИЙСКИЕ ВЫБОРЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Материалы международной конференции

С. П. Шакелина

Региональное избирательное законодательство и его роль в сохранении демократического характера выборов

Мы, депутаты Костромской областной Думы, при формировании избирательного законодательства области руководствовались в первую очередь федеральным законодательством, но в то же время использовались и исследования в области международного права. При этом мы очень тесно работаем с областной избирательной комиссией, глава о которой есть в Уставе. В ней закреплена роль областной избирательной комиссии и комиссии предоставлено право законодательной инициативы.

Избирательное законодательство и законодательство о референдуме у нас в области кодифицированы: с 1998 г. действуют “Избирательный кодекс Костромской области” и “Кодекс о референдумах в Костромской области”. Кодификация, устанавливая единые процедурные и процессуальные гарантии, обеспечивает единообразное применение правовых норм, за чем мы, конечно, следим. При проведении выборов действует большое число избирательных комиссий, которые являются независимыми органами, и кодификация создает им удобства при проведении одновременно выборов различного уровня.

Но сразу отмечу, что постоянное совершенствование федерального законодательства, которое заставляет нас вносить соответствующие изменения в законодательство области, негативно отражается на технике юридического языка и структуре кодекса. Мы не исключаем в дальнейшем, что будем делать просто новые редакции кодексов, и эту задачу мы перед собой поставили.

Главной задачей по совершенствованию законодательства мы считаем расширение и установление дополнительных гарантий избирательных прав граждан. В июле этого года в области были проведены муниципальные выборы во вновь образованных муниципальных образованиях. К этому времени мы буквально за полгода вместе с избиркомом подготовили одиннадцать законов, касающихся предстоящих выборов. Почему их так много? Потому что у нас своя специфика региона и различных маленьких сельских поселений. И пришлось так много работать, о чем мы совсем не жалеем, так как у нас практически не осталось нерешенных вопросов. Когда мы проводили выборы, все было четко отлажено.

Я еще не совсем проанализировала итоги выборов в наших маленьких муниципальных образованиях, выборов глав муниципальных образований и депутатов. Но вы не представляете, насколько это интересно. В небольших деревеньках, где от 100 до 300 человек живет, у людей проснулся интерес к выборам. За каждое место была борьба.

Сейчас мы готовимся к выборам депутатов областной Думы по пропорциональной системе. Они будут проводиться по закрытым спискам кандидатов. Однако установлена обязанность политических партий разделить список на три региональные группы кандидатов, что позволит при распределении мандатов среди кандидатов, включенных в список, учесть волеизъявление избирателей на территориях, соответствующих региональным группам.

Нами предусмотрены новые правила, препятствующие применению технологии “паровозов”. При отказе без вынужденных обстоятельств от получения депутатского мандата кандидата, включенного в общую областную часть списка либо стоящего на первом месте региональной группы, политическая партия лишается мандата, он передается для распределения иной политической партии.

Нами предусмотрено также, что в выдвигаемом партией списке не может быть менее 30% кандидатов одного пола, что создает достаточно большие возможности для участия в выборах женщин.

Предусмотрены различные меры, расширяющие возможности участия в выборах политических партий и более широкого их представительства в законодательном органе. Установлено, что для участия в распределении депутатских мандатов в областной Думе за список политической партии должно проголосовать не менее 4% избирателей, принявших участие в голосовании по областному избирательному округу. Именно по этому поводу нас буквально терроризировали представители Администрации Президента, мне раза четыре звонили, наверное. Их почему-то удивляла столь низкая, по их мнению, планка. Мы пояснили, что закон не нарушаем и сами решаем, какой процент нужен для выборов. То есть мы не стали брать пример с Московской городской Думы, которая пытается с помощью завышенного барьера упрочить положение “единороссов”. Нам важнее, чтобы наши избиратели имели возможность осуществить свое волеизъявление на предстоящих выборах. Кстати, графа “против всех” у нас присутствует и мы не собираемся ее отменять. Мы полагаем, что она является необходимым элементом избирательного права, подтверждающим моментом демократизации выборного процесса.

 

предыдущий раздел

следующий раздел

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru