На самом деле выборы в марте
1989 года нельзя в полной мере
называть демократическими.
Дело в том, что тогда перед
руководством страны стояла
задача пересадить первых
секретарей обкомов в депутаты,
и на 90% эта задача была
выполнена. Существовали квоты
на представителей: то есть,
одного желания стать
кандидатом было недостаточно,
надо было получить и одобрение
на выдвижение от “вышестоящих
инстанций”. И нельзя сказать,
что активное избирательное
право имели все граждане страны.
Однако это были первые
альтернативные выборы, и в
избирательном бюллетене была
помещена уже не одна фамилия, а
несколько; значит, “выборы”
действительно стали выборами. И
уже только это можно считать
главным прорывом. Кроме этого,
именно благодаря тем выборам в
нашу политику пришли те люди,
которые впоследствии оказали
сильнейшее влияние на развитие
страны. Эти люди думали не так,
как члены правительства, а это
– шаг, несколько шагов в
сторону демократического
общества. Я имею в виду Ельцина,
Сахарова, Попова, Собчака –
всей стране они стали известны
именно после выборов народных
депутатов.
11 марта 1985 –
избрание М.С. Горбачева
генеральным секретарем ЦК
КПСС;
1 июля 1988 –
решение XIX партийной
конференции о реформе
политической системы;
1 декабря 1988 –
внесение изменений в
Конституцию СССР и принятие
нового Закона “О выборах
народных депутатов СССР”;
26 марта 1989 –
выборы народных депутатов
СССР;
27 октября 1989 –
внесение изменений в
Конституцию РСФСР и принятие
новых законов РСФСР о выборах;
4 марта 1990 –
выборы народных депутатов
РСФСР и депутатов местных
Советов;
15 марта 1991 –
изменение ст. 6 Конституции
СССР, введение поста
Президента СССР, избрание М.С. Горбачева
Президентом СССР;
12 июня 1990 –
принятие Декларации о
государственном
суверенитете РСФСР;
17 марта 1991 –
принятие на референдуме
РСФСР решения о введении
поста Президента РСФСР;
12 июня 1991 –
избрание Б.Н. Ельцина
Президентом РСФСР;
21 августа 1991 –
ликвидация путча ГКЧП;
25 апреля 1993 –
референдум о доверии
Президенту РФ;
12 декабря 1993 –
принятие всенародным
голосованием Конституции РФ.
Система советского типа
могла просуществовать веками
Несомненно, одним из
важнейших событий,
определивших путь развития
страны, повлиявших на
дальнейшую судьбу государства,
стало избрание Михаила
Горбачева генсеком КПСС.
На мой взгляд, система
советского типа может
существовать веками, и, не будь
тогда избран именно Горбачев,
мы могли бы и сегодня жить в
СССР.
Я считаю, что изменение
системы, подобной СССР,
возможно лишь в двух случаях
– в случае захвата другим
государством и в случае прихода
к власти человека, который
хочет эту систему изменить.
Второй способ безболезненней, и
Михаил Горбачев действительно
оказался таким человеком, кто
смог эту миссию выполнить.
Последующие изменения в стране
– выборы народных депутатов,
изменения конституции и так
далее – обоснованные и
закономерные последствия
прихода к власти Горбачева.
Одним из завершающих этапов
изменения системы стало
принятие конституции 12 декабря
1993 года. Именно тогда мы стали
другим государством.
выборы депутатов
Государственной Думы и
Совета Федерации 12 декабря
1993;
выборы депутатов
Государственной Думы 17
декабря 1995;
выборы Президента
РФ 16 июня 1996;
выборы депутатов
Государственной Думы 19
декабря 1999;
выборы Президента
РФ 26 марта 2000;
выборы депутатов
Государственной Думы 7
декабря 2003;
выборы Президента
РФ 14 марта 2004.
Честность – растет, а
справедливость – падает…
Я уверен, что при оценке
выборов следует использовать,
по крайней мере, два критерия
– “честность” и “справедливость”.
Например, с каждыми выборами у
меня возникает все меньше и
меньше сомнений в том, что
голоса подсчитываются
неправильно, что избирательные
комиссии вбрасывают бюллетени
и занимаются другими
незаконными делами. Однако
вместе с тем, каждые новые
выборы становятся менее и менее
справедливыми – речь идет и о
пресловутом административном
ресурсе, доступе к СМИ и многом
другом. Поэтому общая тенденция
такова – честность растет, а
справедливость падает…
Показатель же демократичности
выборов – и высокая
честность, и высокая
справедливость…
переход от
мажоритарной системы
абсолютного большинства к
смешанной избирательной
системе;
распространение
избирательных механизмов на
институты исполнительной
власти;
обеспечение
альтернативности выборов;
обеспечение
равенства кандидатов и
партий на выборах;
обеспечение
независимости избирательных
комиссий;
обеспечение
общественного контроля за
проведением выборов;
влияние
административного ресурса на
результаты выборов;
финансирование
выборов.
Все институты становятся
все более и более формальными
Все институты в России
формально существуют, но они
так и не заработали в режиме
реальной демократии. Более того,
с каждым днем они становятся
все более и более формальными
– и это уже тенденция.
Особенно это касается сфер
развития парламентаризма и
обеспечения равенства
кандидатов и партий на выборах.