Количество партий в России,
вероятно, будет сокращаться.
Этому
способствуют не столько
повышение заградительного
барьера на думских выборах
с 5 до 7%, сколько монополизация
парламентского и - шире - всего
политического процесса Кремлем
и "Единой Россией" (как на
федеральном, так и
- в ряде случаев - на
региональном уровне). В этих
условиях и без того не
столь сильные стимулы к
становлению новых политических
партий в России могут
быть окончательно подорваны.
Полагаю, что при сохранении
нынешнего законодательства оно
будет стабильным и колебаться
на уровне 40-60 партий, так как
учреждение одних новых партий
практически совпадает с
вынуждением прекращением
деятельности других, которые
либо не успевают за полгода
после регистрации в Минюсте РФ
зарегистрировать свои
региональные отделения в
органах юстиции более чем
половины субъектов РФ, либо не
могут через год провести
перерегистрацию и подтвердить
численность в 10 тысяч членов. В
этом смысле новый закон о
политических партиях является
определенного рода
политической ловушкой –
сокращая число партий, он
уменьшает поле для
политического маневра, снижает
возможность создания новых
предвыборных блоков, от чего в
первую очередь пострадает сама
“партия власти” в широком
смысле этого снова – она
становится заложником
авторитета “Единой России”.
Что, к примеру, произойдет в
случае нового экономического
кризиса, падения рейтингов
Путина и “Единой России”,
если пути для создания новых
партий затруднены?
В ближайший год произойдет
резкое уменьшение партий. Это
связано с процессом их
банкротства, который обещан А.А.Вешняковым
и основан на возврате средств
СМИ за “бесплатную”
агитацию. Партии-должники,
большинство из которых
являются виртуальными,
исчезнут из политической и
общественной жизни.
Одновременно будут возникать и
новые партии (под новые идеи или
новые финансово-промышленные
проекты). В среднем число партий
будет колебаться на
сегодняшнем уровне: в пределах
трех-четырех десятков.