На мой взгляд, влияние закона
"О политических партиях"
на ход думских
выборов 2003 года было
незначительным. В этой части
закон, скорее, закрепил
уже сложившиеся ранее
тенденции, чем создавал
принципиально новые нормы.
Некоторое сокращение числа как
участников выборов, так и
прошедших в Думу
партий было вызвано прежде
всего дефрагментацией
российской партийной
системы, начавшейся еще после
выборов 1999 года.
О законе "О политических
партиях" сказано выше. Что до
изменений в
избирательном
законодательстве, то сами по
себе они были нейтральными по
отношению и к правым партиям, и
к "Родине". Однако тот факт,
что эти законы
содержали "дыры" и
умолчания, открывавшие простор
для их произвольного и
селективного применения,
особенно в части освещения
выборов в СМИ,
финансирования кампаний и
рассмотрения споров, сыграл
немалую роль в исходе
выборов. В итоге СПС и "Яблоко"
стали жертвами несправедливого
проведения
выборов, а "Родина"
получила на этом немалые для
себя выгоды. Но и здесь следует отметить, что основы
для такого развития положения
дел были созданы
задолго до внесения последних
поправок в законы о выборах, о
чем мне
приходилось писать ранее (см.
http://www.politstudies.ru/fulltext/2003/4/2.htm).
Новым с этой точки
зрения в ходе выборов 2003 года
стали изменения
правоприменительной практики
(в сторону большей
селективности применения норм
законов), а не столько
избирательного
законодательства.
Каких-либо плюсов от участия в
выборах 23 партийных списков я
не вижу, хотя надо иметь в виду,
что участие в выборах
маргинальных партий присуще
многим странам с вполне
устойчивыми партийными
системами. Минусы же очевидны: помимо того, что большее число
избирателей рискует
проголосовать за списки, не
проходящие по итогам выборов в
парламент, "карликовые"
партии получают возможность
"отщипнуть" голоса более
крупных партий и тем самым
вносят дополнительное
искажение в несоответствие
итогов выборов предпочтениям
избирателей.
Большинство
случаев самостоятельного
участия в выборах "карликовых"
партий могут быть описаны одним
из двух вариантов: (1) "индивидуальные
проекты", запущенные
отдельными политиками - иногда
бывшими деятелями
различных партий, покинувшими
свои прежние организации - с
целью повышения
своего статуса и укрепления
позиций в одномандатных
округах, где они
баллотируются; (2) "специальные
проекты", которые реализуют
близкие к Кремлю
политтехнологи с целью "отщипнуть"
голоса у той или иной партии и/или
создать страховку на случай
неудачи фаворитов. Понятно, что
эти варианты не
исключают друг друга. К
категории (1) можно причислить
таких участников
выборов 2003 года, как "Партия
развития предпринимательства"
или "СЛОН", к
категории (2) - "Народную
партию" или блок "Партия
возрождения России -
Российская партия жизни". Но
следует отметить, что участие
большинства из
них на исход выборов серьезного
влияния не оказало.
Количество партий в России,
вероятно, будет сокращаться.
Этому
способствуют не столько
повышение заградительного
барьера на думских выборах
с 5 до 7%, сколько монополизация
парламентского и - шире - всего
политического процесса Кремлем
и "Единой Россией" (как на
федеральном, так и
- в ряде случаев - на
региональном уровне). В этих
условиях и без того не
столь сильные стимулы к
становлению новых политических
партий в России могут
быть окончательно подорваны.
Ни о какой четырехпартийной
системе в России говорить не
приходится ни по
форме (по крайней мере, "Родина"
партией пока не стала и не факт,
что
станет), ни по сути дела. Скорее,
исход выборов 2003 года открывает
дорогу к
становлению в стране если не
однопартийной системы, то
партийной системы с
доминирующей партией. Отличие
ее от известных случаев таких
партийных систем
(от Мексики с 1930-х до 2000 года и до
стран Восточной Европы при
коммунистических режимах)
состоит в том, что эта партия
пока еще не влияет
ни на состав и политический
курс правительства, ни - тем
более - на
президентскую политику. Ее роль
в этом плане носит сегодня
технический
характер. Однако она вполне
может выполнять подобные
функции в будущем.
Перспективы появления в
России новых сильных партий
зависят от того,
будут ли последующие выборы
свободными и справедливыми.
Если они пройдут так
же (или еще хуже), как думские
выборы 2003 года, то шансы на
появление таких
партий станут зависеть
исключительно от расстановки
сил группировок,
борющихся за влияние в
администрации Президента (как
произошло в случае с
"Родиной"). Но если вывести
возможный эффект этого фактора
за скобки, то
следует признать: у Кремля есть
достаточно ресурсов для того,
чтобы не
допускать создания в России
независимых от него партий.
Понятно, что "Единая
Россия" также в этом кровно
заинтересована.
Путь внесения таких изменений
в настоящее время заблокирован
монополией
Кремля и "Единой России" на
законотворческий процесс. Для
развития
партийного строительства и
становления гражданского
общества важнее было бы
сохранить без изменений все
позитивные элементы
существующих законов - в
нынешней ситуации Дума их может
лишь ухудшить, но никак не
улучшить.