До
вступления в силу ФЗ “О
политических партиях” (до
14.07.2003) регулирование
общественных отношений,
возникающих в связи с созданием,
деятельностью, реорганизацией
и ликвидацией политических
объединений, осуществлялось по
принципам, заложенным в законе
“Об общественных
объединениях”, и
базировалось, в основном, на
аналогии закона и аналогии
права. К общероссийским
политическим объединениям,
которых по данным Минюста на
начало 2001 года было 198, относили
себя даже “клубы по
интересам” (например, Партия
любителей пива). В этой
атмосфере относительного
правового вакуума партийное
строительство (в
количественном понимании) в
России шло интенсивными
темпами и большинство вновь
образовывавшихся общественных
организаций и движений на
всякий случай (если есть
возможность – почему бы ей не
воспользоваться?) в свои уставы
прописывали положения о праве
объединения участвовать в
выборах, при этом целью
объединения были совершенно
другие ориентиры. Поэтому общий
спектр российских политических
объединений был настолько
пестрым и непонятным, что даже
политологи затруднялись в
определении политических
взглядов той или иной партии и
ее места в электоральном
процессе.
С другой стороны,
отсутствие законодательного
регулирования права граждан на
политическое объединение
приводило к сильным
искривлениям и перекосам во
внутрипартийном строительстве,
фактически лишая участников
этих объединений гарантий на
защиту своих политических прав
от отдельных руководителей,
узурпировавших “власть” в
объединении (на сегодняшний
день эта проблема остается
также не до конца решенной).
Кроме того, правоприменяющие
субъекты (Минюст, ЦИК России, а
также региональные структуры
этих ведомств) в отсутствии
четкой нормативной базы
предъявляли разные (даже
противоречивые) требования к
объединениям, участвующим в
политической жизни страны,
иногда неправомерно запрещая
или, наоборот, разрешая
осуществлять ту или иную
деятельность общественной
организации. Например, наш
институт, имея статус
общероссийской общественной
неполитической организации, на
выборах депутатов Госдумы 3-го
созыва в регионах сталкивался с
запретом избирательных
комиссий субъектов РФ
осуществлять наблюдение на
избирательных участках (связывалось
это с отсутствием
политического статуса
организации). Известно, что
много проблем возникало и у
политических партий (их
региональных отделений),
связанных именно с предвзятым
отношением к ним региональных
властей и отсутствием четкого
регулирования их деятельности
федеральным законодательством.
Сегодня еще нельзя
сказать, что закон “О
политических партиях” стал
панацеей от всех бед для
политических объединений и
идеально регулирует партийное
строительство в России. Но
отдельные его положения,
которые действовали в период
подготовки политических партий
к выборам депутатов Госдумы 4-го
созыва, сыграли свою
положительную роль.
Во-первых,
политические игроки
заблаговременно до выборов в
парламент структурировались и
привели себя в порядок. Этап
регистрации (перерегистрации)
партий был хорошей подготовкой
к очередным выборам. Этап
регистрации, плавно перешедший
в избирательную кампанию, по
сути являлся “разведкой боем”
для будущих участников
предвыборных баталий.
Во-вторых,
политические партии в процессе
приведения своей структуры в
соответствие с обновленным
федеральным законодательством
создали сильные юридические и
организационно-методические
отделы, которые впоследствии (на
выборах) проявили себя с лучшей
стороны: на прошедших выборах, в
отличии от выборов 1999 года, ни
одно избирательное объединение
не было отстранено ЦИК России
или судом от участия в выборах.
В-третьих, именно в
переходный период
реорганизации партий (2001-2003 гг.)
политические объединения
провели реальный замер
электорального (и не только
электорального) предпочтения в
регионах, определив свои
потенциальные возможности и
скорректировав планы
избирательной кампании.
В-четвертых, в ходе
регистрации политических
партий и связанных с ней
судебных процессах участники
предстоящих выборных баталий
могли для себя сделать выводы о
том, кому будет дан “зеленый
свет”, а кого даже “не
выпустят из гаража”.
В соответствии с ФЗ
“О политических партиях”
участие в выборах признается
только за партией, если
выдвинутый ею (или избирательным
блоком, в состав которого она
входит) список кандидатов был
зарегистрирован избирательной
комиссией. На выборах 2003 в
избирательный бюллетень было
включено 23 избирательных
объединения, на выборах 1999 – 26.
Сравнивая эти цифры, нельзя
сделать вывод о каком-либо
существенном (реформистском)
влиянии законодательных актов
на количественные показатели
электоральных процессов,
происходящих на федеральном
уровне.
Если вернуться на три
года назад и вспомнить прогнозы
специалистов и политологов о
количестве партий в России,
которые будут существовать
после принятия закона о
политических партиях, то они
были в своем большинстве более
пессимистичны, чем сегодняшние
реалии: оптимисты называли цифру
в пределах 30 партий, которые
пройдут перерегистрацию и будут
участвовать в выборах,
противники принятия закона,
устанавливающего процедуры
регистрации и перерегистрации
партий, называли цифру – 6-8
партий. По данным Минюста России
в выборах в Госдуму 4-го созыва
могли принять участие более
четырех десятков партий.
На что, по нашему мнению,
повлиял закон “О политических
партиях” во взаимосвязи с
обновленным Федеральным законом
"Об основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации", так это
на количество избирательных
блоков с экзотическими (непонятными)
названиями, которые в большей
мере вводили избирателей в
заблуждение, чем отражали
реальную картину электоральных
предпочтений.
Этот закон сыграл
двойственную роль в судьбе наших
демократов.
С одной стороны, в
отсутствие этого закона правые
партии могли получить еще меньше
голосов. Именно благодаря этому
закону правые партии (СПС и
Яблоко) первыми официально “застолбили”
себе место на правом фланге,
отвергнув претензии других
политических объединений от
своей “электоральной поляны”
и начав широкомасштабную
подготовку к выборам. При этом
чувствовалось определенное
самоуспокоение (ввиду
отсутствия конкурентов), и вся
борьба велась между самими
демократами.
Однако при этом в
некотором смысле власть
либерально отнеслась ко всем
проектам правых и не устроила
“мочиловку в сортире” для
этих объединений (формальные
претензия по различным поводам).
Как раз это и сгубило правых,
которые должны сегодня в глазах
избирателей представлять
серьезную прозападную оппозицию
центристам и активно “критиковать”
власть. Правые ждали активных
действий от властей, а сами
отсиживались в окопах (иногда
даже по одну сторону баррикад
вместе с центром).
Что касается блока “Родина”,
то роль новелл законодательства
в его судьбе – минимальна,
если не брать в расчет “серые”
и противоправные технологии,
которым еще не поставлены
законодательно заслоны.
Давайте разберемся,
что есть успех для партий? На наш
взгляд, сегодня есть несколько
стадий успеха в океане
плюрализма российской
политической жизни.
Первая ступенька:
регистрация политической партии
в Министерстве юстиции. Взойдя
на эту ступеньку, группа
единомышленников (будь то
товарищи по партии, ФПГ, олигарх
со товарищами либо группа
простых энтузиастов) начинает
причислять себя к касте
политиков. Это уже определенный
успех. Это уже не просто
объединение, а политическая
ПАРТИЯ, созданная для
формирования общественного
мнения, воспитания граждан,
выражения их мнений, а также для
участия в выборах.
Вторая ступенька:
регистрация списка партии на
выборах, в том числе и
региональных. До регистрации
списка партии отдельные
несознательные граждане даже не
подозревают о существовании
такого политического
объединения, “наиболее точно
и правильно” выражающего
мнение граждан по любым вопросам.
Но после регистрации уже
государственное телевидение,
радио и печатные средства
массовой информации
безвозмездно (что очень важно)
расскажут о партии, а лидеры
партии смогут подебатировать со
своими оппонентами в прямом
эфире, когда перед экранами
собирается наибольшая аудитория.
Третья ступенька
успеха: преодоление партией по
результатам выборов “долгового”
порога. Речь идет о возможности
партии не возвращать деньги СМИ
за “бесплатную”
предвыборную агитацию, если
партия по результатам выборов
преодолела определенный
электоральный порог, который не
может превышать 2% голосов
избирателей (п.10 ст.59
Федерального закона "Об
основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации"). Речь
идет о десятках миллионов рублей,
и данное обстоятельство (задолженность
перед СМИ) может быт причиной
“банкротства” партии. По
результатам выборов в Госдуму 4-го
созыва только 8 избирательных
объединений из 23 участвовавших в
выборах преодолели этот “долговой”
порог.
Четвертая ступенька
успеха: по результатам выборов
политическая партия получает
право на государственное
финансирование (основания – п.5
ст.33 ФЗ “О политических
партиях”). Деньги небольшие,
но деньги. Например, СПС по
результатам выборов депутатов
Госдумы 4-го созыва имеет право
получать из государственного
бюджета ежегодно 1 204 178
рублей (хватит для проведения
одного съезда и на годовую
аренду скромного офиса).
Пятая ступенька:
допуск партии к распределению
мандатов по итогам выборов в
парламент, формирование своей
фракции или депутатской группы.
Преференции в выборах –
выдвижение кандидатов без
залога и сбора подписей,
представительство в
избирательных комиссиях всех
уровней, а также целый ряд
политических преимуществ перед
своими “коллегами-неудачниками”.
И, наконец, шестая
ступенька успеха: получения
большинства (квалифицированного
большинства) мест в парламенте, в
том числе и региональном – для
успеха на региональном уровне.
Это уже можно квалифицировать
как Джек-пот успеха партии.
Теперь уже партия на законных
основаниях может сама
регулировать политическую жизнь
общества с учетом интересов
своей партии. Например, в закон
может быть внесена поправка о
пропорциональном
представительстве членов
избирательных комиссий (включая
ЦИК России) в зависимости от
итогов голосования по спискам в
Государственную Думу последнего
созыва.
Учитывая вышеизложенное, можно
резюмировать, что каждая партия
своим успехом может считать
преодоление любой из названных
ступенек. Другой вопрос –
какие цели ставит перед собой
партия и, исходя из этого, каждая
ступенька имеет оценку
относительного успеха партии.
Прохождение в законодательный
орган без формирования
большинства для одной партии
будет поражением (например, для
Единой России), а для другой –
головокружительный успех (блок
Родина).
В ближайший год произойдет
резкое уменьшение партий. Это
связано с процессом их
банкротства, который обещан А.А.Вешняковым
и основан на возврате средств
СМИ за “бесплатную”
агитацию. Партии-должники,
большинство из которых
являются виртуальными,
исчезнут из политической и
общественной жизни.
Одновременно будут возникать и
новые партии (под новые идеи или
новые финансово-промышленные
проекты). В среднем число партий
будет колебаться на
сегодняшнем уровне: в пределах
трех-четырех десятков.
Есть. Сегодня мы наблюдаем
идеологический кризис партий.
На место коммунистических идей
(идеологии) не пришли еще
общенациональные идеи,
способные двигать за собой
массы. Успех блока “Родина”
в большей мере основан не на
идее, а на кризисе внутри КПРФ.
Поражение правых обусловлено,
прежде всего, отсутствием четко
сформулированных целей и
попыткой “проскочить” на
старом электоральном запасе.
Нельзя сказать, что победа
единороссов базируется на
какой-то реальной идее (идеологии),
кроме тезиса объединения
вокруг Президента. Поэтому
сегодня существует
определенный идеологический
вакуум, который может быть
заполнен любой из существующих
партий либо вновь созданной, и
тогда у этой партии есть шанс
занять достойное место в
партийной системе страны.