4. Как
Вы оцениваете прошедшие за 15 лет
изменения в следующих сферах:
Развитие парламентаризма
- пик позади… ни один
парламент любого уровня не
имеет в глазах избирателя
никаких реальных полномочий. За
десятилетие промывания мозгов
избиратели утвердились во
мнении, что все депутаты
являются дармоедами и
коррупционерами, что, кстати,
будет приносить вред
парламентаризму еще много лет.
Развитие многопартийности
- может быть, лучше было бы
пройти через более длительный
этап формирования партий как
групп, лоббирующих интересы
различных социальных слоев,
демографических, деловых и т.п.,
с соответствующими издержками,
необходимыми для воспитания
общества. Развитие в этом
направлении было остановлено
после 1996 года, когда
существующие элиты
обеспокоились своим
благополучием и вспомнили про
закон о партиях, который привел
к консервации существующего
положения.
Переход от мажоритарной
системы абсолютного
большинства к смешанной
избирательной системе - это
не привело к формированию
партий и большей демократии из-за
отсутствия у выборных органов
реальных функций (см.
Конституцию РФ).
Распространение
избирательных механизмов на
институты исполнительной
власти - это помогло еще
больше оторвать исполнительную
власть от влияния народных
представителей (законодателей)
и запутать избирателя…
Обеспечение
альтернативности выборов -
при отсутствии организаций,
выражающих волю избирателей,
альтернативность не может
заменить демократию участия…
Обеспечение равенства
кандидатов и партий на выборах
- с этим в России самая большая
проблема. Начиная с 1993 года ни
один закон не может исправить
ситуацию…
Обеспечение независимости
избирательных комиссий -
реальной независимости
добиться не удалось – в
разные периоды этому были
разные причины. Одна из главных
на сегодняшний день –
отсутствие структурированного
общества и, как следствие, –
власти разных уровней, как
организованное меньшинство,
имеющее свои интересы, имеет
возможность оказывать влияние
на избирательные комиссии
соответствующего уровня.
Обеспечение общественного
контроля за проведением
выборов - контроля стало
меньше, но он стал эффективнее
благодаря большей прозрачности
системы и возможностям
проверки ее работы на разных
уровнях. С другой стороны, без
финансирования этой работы
кандидатами и партийными
организациями она полностью
прекратится, т.к. добровольцы в
России практически вымирают…
Влияние
административного ресурса на
результаты выборов - после 1993
года это важнейшее направление
работы постоянно
совершенствуется; пределов
этому нет, и вряд ли они
появятся в обозримом будущем…
Финансирование выборов.
ЦИК традиционно смешивает
здесь собственное
финансирование и
финансирование избирательных
кампаний. С точки зрения
бухучета это абсолютно
исключено, так как источники
финансирования совершенно
разные – бюджет либо
собственные деньги кандидатов
и партий.
Если под этим понимать
финансирование избирательных
кампаний кандидатов и партий и
его регулирование, то здесь
сделан значительный прогресс,
хотя сравнивать с нулем (1993 год)
будет некорректно. С одной
стороны, контролировать
финансовые средства, которые
идут на поддержку кандидатов,
необходимо самому обществу. С
другой стороны, эти же
требования могут быть
использованы для ликвидации
неудобных кандидатов. И эти же
требования успешно обходятся
теми, кто находится у власти.
Если под этим понимать
финансирование избирательной
системы, то для начала здесь
необходимо все подвергнуть
полному аудиту и посчитать,
сколько денег из бюджета идет
на организацию федеральных
выборов, региональных и местных
разного уровня (и из каких
бюджетных средств), сколько
денег идет на содержание
избирательных комиссий,
работающих как на постоянной,
так и на временной основе, и
сколько денег выделяет бюджет
на поддержку кандидатов и
партий на разных выборах.
Здесь есть значительные
улучшения (т.е. значительно
больше денег, чем раньше), с чем
согласятся как работники ЦИК,
так и комиссий в регионах.
Правда, по правилам развития
бюрократии, денег будет
требоваться все больше и больше,
и аппетиты ЦИК могут быть
ограничены только отсутствием
федеральных выборов и
снижением интереса со стороны
Кремля. Удорожание системы и
оптимизация таких расходов, как,
например, оплата труда членов
участковых избирательных
комиссий, может привести в
ближайшем будущем к кризису
системы подготовки кадров на
низовом уровне. Любой кризис,
даже на региональном уровне,
будет использован ЦИКом для
оправдания собственной
необходимости и вмешательства
в дела субъектов Федерации для
обеспечения управляемости. |