ПАРТИЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Через порог регистрации
(полностью)
(Материалы “круглого стола” по
проблемам регистрации политических
партий и их участия в избирательном
процессе)
Период после вступления в силу
Федерального закона “О политических
партиях” показывает, что процесс
учреждения новых и преобразования в
политические партии существующих
общероссийских политических общественных
объединений происходит весьма непросто.
Это связано как с несовершенством самого
Федерального закона, так и с недостатками
в практике его применения на федеральном и
региональном уровнях. По оценкам
экспертов, ситуация еще более осложнится в
связи с принятием новой редакции
Федерального закона “Об основных
гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской
Федерации”, в котором
предусматриваются серьезные изменения,
касающиеся участия политических партий и
общественных объединений в избирательном
процессе.
11 апреля в Москве, в помещении Центральной
библиотеки им. А.С. Пушкина по инициативе
Независимого института выборов состоялся “круглый
стол” по проблемам регистрации
политических партий и их участия в
избирательном процессе. В его работе
приняли участие депутаты Государственной
Думы, члены Совета Федерации,
представители Администрации Президента
РФ, Министерства юстиции РФ, Правительства
Московской области, Московской областной
думы, около 20 политических партий и
движений (Демократической партии России,
Социал-демократической партии России, “Единой
России”, Народно-республиканской
партии России, Партии народов России,
Партии мира и единства, партии “Народная
воля”, Российской консервативной
партии предпринимателей, Евразийской
партии России, Российской объединенной
промышленной партии, Партии “Национально-патриотические
силы Российской Федерации”,
Политической партии свободы и
народовластия, Партии “Миллион друзей”,
Исламской партии России, “Славянского
союза России” и др.), а также ученые и
специалисты. Вел заседание председатель
совета директоров Независимого института
выборов, доктор юридических наук Александр
ИВАНЧЕНКО.
На обсуждение был вынесен широкий круг
вопросов, касающихся особенностей
учреждения новых политических партий и
преобразования в партии общероссийских
общественных объединений, применения норм
Закона в процессе государственной
регистрации партий и их региональных
отделений, финансирования партийной
деятельности со стороны государства,
формирования избирательных комиссий с
участием политических партий и др.
В дискуссии приняли участие: Сергей
ПОСОХИН – председатель Политсовета
“Народного движения против воровства и
коррупции”; Александр КРАСНОВ –
председатель Партии научно-технической
интеллигенции, глава Управы района “Краснопресненский”;
Михаил КУЗНЕЦОВ – руководитель
отдела по избирательной политике Социал-демократической
партии России; Заур АБДУЛА-ЗАДЕ –
сопредседатель Политической партии “Всероссийская
геополитическая партия “Партия народов
России”; Магомед РАДЖАБОВ –
председатель Исламской партии России; Анатолий
КАРМАЗИН – председатель контрольно-ревизионной
комиссии Демократической партии России; Валерий
СМИРНОВ – председатель Исполкома
Общероссийского общественно-политического
движения "Фронт национального спасения";
Анатолий БЕЛОУСОВ – депутат
Государственной Думы (группа “Народный
депутат”); Владимир ЛЕПЕХИН –
руководитель рабочей группы по подготовке
закона о политических партиях Комитета
Государственной Думы по делам
общественных объединений и религиозных
организаций; Геннадий МОНАХОВ –
заместитель начальника Департамента по
делам общественных и религиозных
объединений Минюста РФ; Михаил ВОЖДАЕВ
– руководитель секретариата партии “Народная
воля”; Владимир ТОБОЛИН – ректор
Московской академии предпринимательства; Владимир
ШВЕЙЦЕР – Институт сравнительной
политологии РАН, доктор исторических наук;
Сергей ШЕБОЛДАЕВ – член Социал-демократической
партии Российской Федерации, член
Экспертного совета при Уполномоченном по
правам человека в Российской Федерации;
Евгений БЕЛИЛОВСКИЙ – кандидат
юридических наук. В ходе дискуссии
представители партий задали интересующие
их вопросы заместителю начальника
Департамента по делам общественных и
религиозных объединений Минюста РФ Геннадию
МОНАХОВУ.
РЕФОРМА ВЛАСТИ
“На Пресне все в порядке”
Проблемы местного самоуправления, которые
обсуждаются на страницах журнала (см.
№№ 9–12 за 2001 и 1, 3 за 2002 год),
касаются и Москвы. Как должна строится
местная власть в столице? В чем ее
особенности? На сей счет нет единого
мнения. Вопросы организации местного
самоуправления в Москве рассматривал
Верховный Суд РФ, они прорабатываются в
ряде законопроектов – как городских,
так и федеральных. Вместе с тем на практике
не все складывается однозначно. Некоторые
районы начали преобразования, так сказать,
явочно, вводя у себя порядки, приближающие
их к статусу муниципальных образований.
Среди них выделяется Пресненский район
столицы. О позиции районной Управы по
вопросам организации местного
самоуправления в Москве наш корреспондент
беседует с главой Управы Александром
Красновым.
(полностью)
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
А. Федотовских
Из тени на свет
Статья старшего преподавателя кафедры
общественных связей Сибирской
аэрокосмической академии Александра
Федотовских (г. Красноярск) посвящена
проблеме лицензирования деятельности
пиар-агентств. Изменения в Федеральный
закон “Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации”
предусматривают, в частности,
установление такого порядка, при котором,
все PR-агентства, предлагающие свои услуги
на выборах, должны уведомить об этом
избирательные комиссии и опубликовать
сведения об этих услугах и расценках на
них в рублевом эквиваленте. Останется ли
этот пункт в окончательном варианте
закона, еще неизвестно, но эта проблема в
любом случае требует внимания со стороны
исследователей и заинтересованных лиц,
отмечает автор и предлагает читателям
оценить “плюсы” и “минусы” этой
новации.
(полностью)
СОЦИОЛОГИЯ
1991–2001. Демократические ценности в
контексте реформ
Продолжаем публикацию аналитического
доклада Института комплексных социальных
исследований РАН “10 лет российских
реформ глазами россиян” (начало см.
в № 2 за 2002 год). Доклад подготовлен
рабочей группой в составе: д.ф.н. М.К.Горшков
(руководитель), д.ф.н. А.Л.Андреев, к.э.н. Л.Г.Бызов,
к.соц.н. Н.М.Давыдова, д.ф.н. А.Г.Здравомыслов,
д.ф.н. Г.А.Ключарев, д.ф.н. М.П.Мчедлов, к.э.н. Е.И.Пахомова,
к.ф.н. В.В.Петухов, Н.Н.Седова, д.соц.н. Н.Е.Тихонова,
д.э.н. А.Ю.Чепуренко, к.ф.н. Ф.Э.Шереги.
Какое место демократические ценности
занимают в сознании россиян? Каков “потенциал
включенности” наших сограждан в
политический процесс? Какие способы
воздействия на власть с целью отстаивания
своих интересов они считают наиболее
эффективными? Об этом – в публикуемом
ниже разделе доклада.
(полностью)
В МУНИЦИПАЛИТЕТАХ
Д. Люстрицкий
Эти мэрские выборы
В статье журналиста Дмитрия
Люстрицкого (г. Иркутск) анализируются
итоги муниципальных выборов, прошедших в
Иркутской области в конце марта –
начале апреля 2002 года. Автор прослеживает
влияние экономического фактора на
характер политической борьбы (собственники
градообразующих предприятий активно
включились в битву за посты мэров),
рассматривает ситуацию на выборах в
Братске и Ангарске, участие политических
партий и судебные разбирательства,
сопровождавшие избирательную кампанию. На
основании проведенного анализа журналист
приходит к следующим выводам: 1) местное
самоуправление не выдерживает натиска со
стороны градообразующих предприятий, за
которыми, в свою очередь, стоят крупные
корпорации всероссийского уровня,
способные сконцентрировать средства,
значительно превышающие официальный счет
кандидата; 2) избирательные кампании
становятся более цивилизованными, ставки
полностью на "черные технологии" уже
никто не делает; 3) на муниципальном уровне
избиратель перестал реагировать на
политическую риторику и сфокусировался на
простых и вечных темах – безопасность
своего жилища и среды обитания, повышение
уровня жизни и качества услуг, которые
оказывают ему коммунальные службы.
(полностью)
ТЕХНОЛОГИИ
О. Васильева
“От двери к двери”
Начальник управления политического
консалтинга компании “Старая площадь”
Ольга Васильева в своей статье
рассматривает основные формы организации
агитационной сети (линейный, веерный и
кустовой), оценивает достоинства и
недостатки каждой из них, опираясь на опыт
избирательной кампании по выборам
депутатов Московской городской думы в 2001
году. Вывод автора: в условиях Москвы
классический вариант организации
агитационной сети по принципу “из двери
в дверь” дает низкие результаты. Более
эффективным здесь оказывается построение
сети кустовым методом, суть которого
заключается в привязке агитационных
бригад к избирательным участкам.
(полностью)
ЭКСПЕРТИЗА
В. Кривцов
Назначать или избирать? Голосование оптом
В последнее время много говорят о
необходимости корректировки
принципиальных положений действующей в
стране избирательной системы.
Предлагалось, в частности, значительно
увеличить минимальный порог явки
избирателей, необходимый для признания
выборов состоявшимися. Затем в прессе
стали активно обсуждать высказывания
некоторых чиновников о целесообразности
наделения Президента РФ полномочиями по
назначению глав тех субъектов Федерации,
где выборы указанных должностных лиц не
состоялись по причине недостаточной явки
избирателей. Рассматривается также
возможность совмещения выборов
Президента и Государственной Думы.
Предлагаем вниманию читателей экспертные
заключения на эти инициативы,
подготовленные руководителем дирекции
юридической экспертизы Независимого
института выборов Владимиром
Кривцовым.
(полностью)
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
И. Галушко
Как исключить произвол?
В статье юриста Ивана Галушко (г.
Москва) анализируется правовая ситуация,
сложившаяся на выборах президента
Республики Ингушетия после отмены
регистрации кандидата на пост президента
РИ Х.Гуцериева. Как отмечает автор,
судебное решение об отмене регистрации Х.Гуцериева
не только повлияло на распределение
голосов избирателей между оставшимися в
бюллетене кандидатами, но и будет иметь
далеко идущие негативные последствия для
общеполитической обстановки в регионе.
(полностью)
Документы и комментарии
В этом номере журнала
публикуется (в извлечении) постановление
Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002
года по делу о проверке
конституционности отдельных положений
Закона Красноярского края "О порядке
отзыва депутата представительного органа
местного самоуправления" и Закона
Корякского автономного округа "О
порядке отзыва депутата
представительного органа местного
самоуправления, выборного должностного
лица местного самоуправления в Корякском
автономном округе" в связи с жалобами
заявителей А.Г.Злобина и Ю.А.Хнаева. В
рассмотрении этого дела принимали участие
представители Независимого института
выборов. Требования заявителя, интересы
которого представлял Институт,
удовлетворены Конституционным Судом в
полном объеме. Однако значение данного
постановления не исчерпывается
разрешением конкретного спора,
содержащиеся в нем выводы должны
распространяться на все муниципальные
образования на территории России.
Фактически в постановлении изложены
конституционные принципы, в соответствии
с которыми должен устанавливаться
правовой механизм отзыва выборных
должностных лиц местного самоуправления.
В комментарии к документу (“Законы
не могут препятствовать местному
самоуправлению”), подготовленном
руководителем дирекции научно-исследовательских
программ Независимого института выборов Алексеем
Сергеевым, анализируются эти
принципы, а также отмечаются отдельные
выводы Конституционного Суда, которые
вызывают сомнения.
(полностью)