Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  
 ЖУРНАЛ 5, май  2002

Анонс номера

РЕФОРМА ВЛАСТИ

Ю. Лужков
Столичный вариант
В апреле 2002 года по инициативе мэрии Москвы и депутатов Государственной Думы был проведен “круглый стол”, посвященный особенностям правового регулирования местного самоуправления в городах федерального значения. С основным докладом на нем выступил мэр Москвы Юрий Лужков. В продолжение дискуссии по проблемам местного самоуправления (см. №№ 9–12 за 2001 и 1, 3, 4 за 2002 год) в номере публикуются тезисы его выступления на этом “круглом столе”. В нем речь идет о действующей системе управления городом, о позиции правительства Москвы по вопросам реформирования местного самоуправления, о действиях по реализации требований федерального законодательства и пр.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

А. Любарев
На перекрестке мнений
В статье Аркадия Любарева (Межрегиональное объединение избирателей) рассматривается окончательный вариант нового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", недавно принятый Государственной Думой. Автор анализирует основные новеллы этого закона, сравнивает его с первоначальным проектом, внесенным Президентом, раскрывает различные точки зрения, высказывавшиеся в ходе обсуждения документа на заседаниях рабочей группы и комитета по государственному строительству Госдумы, а также при принятии во втором и третьем чтениях. Оценивая новый закон, А.Любарев делает следующий вывод: с одной стороны, в нем много новых норм, которые должны способствовать демократизации избирательного процесса, повышению прозрачности деятельности избирательных комиссий, с другой стороны – некоторые новеллы вызывают опасение, что они могут быть использованы в целях манипулирования волей избирателей.                                                                  (полностью)

СОЦИОЛОГИЯ

Е. Кофанова
Какие они – люди, не симпатизирующие политическим партиям?
В статье старшего научного сотрудника Института комплексных социальных исследований РАН Елены Кофановой исследуются социально-демографические особенности, политические взгляды и интересы людей, не испытывающих пока симпатий ни к одной из действующих политических партий (т.н. “неопределившиеся”). В основу анализа положены результаты мониторингового исследования, проведенного ИКСИ РАН в октябре 2001 года. Статья представляет особый интерес для партий, пытающихся расширить свой электорат за счет этой категории граждан.

ТЕХНОЛОГИИ

О. Васильева
Сильная команда кандидата: секреты формирования
В статье Ольги Васильевой (компания “Старая площадь”) раскрываются секреты формирования сильной команды кандидата. Секрет первый – формирование совместных групп внешних и внутренних консультантов. Секрет второй – пионерский задор (каждый член команды должен быть вовлечен в то, что делается сообща).

В РЕГИОНАХ

Е. Потапов
Имя Президента не помогло
В статье Евгения Потапова (агентство “УралБизнесКонсалтинг”, г. Екатеринбург) анализируется ход и итоги кампании по выборам депутатов Областной думы Законодательного собрания Свердловской области. В центре внимания автора – основные действующие лица прошедшей кампании, позиция избиркома, политических партий, местных СМИ, лозунги и акции и пр. Как отмечает Е.Потапов, главной неожиданностью выборов оказался провал всех федеральных партий, эксплуатировавших тему близости к Президенту.

В. Кривцов
Партийная вертикаль
Статья Владимира Кривцова (Независимый институт выборов) посвящена анализу практики применения смешанной избирательной системы на региональном уровне. Обобщив опыт законодательного регулирования этого вопроса в ряде субъектов Российской Федерации (Красноярский край, Свердловская и Псковская области), автор приходит к выводу, что экстраполяция федерального регулирования на выборы в субъектах РФ при разработке региональными законодателями собственной правовой базы должна осуществляться с учетом местных особенностей, а также “подводных камней”, которые заложены федеральным законодателем. Это позволит создать более совершенную демократическую процедуру проведения выборов, не нарушая при этом положений федеральных законов. По мнению В.Кривцова, цель инициатив по изменению условий формирования законодательных органов субъектов РФ – усиление влияния федеральных партий на законотворческий процесс в регионах путем повышения роли федеральных партий, найти общий язык с которыми Кремлю намного легче. Как считает автор, это должно положительно сказаться на повышении качества принимаемых в субъектах РФ законов, в первую очередь с точки зрения их соответствия федеральному законодательству. Вместе с тем, во имя благой цели укрепления единства правовой системы Российской Федерации в жертву приносятся права и свободы граждан по реализации закрепленного в Конституции РФ принципа народовластия, а также ограничивается самостоятельность субъектов Федерации по установлению собственной системы организации государственной власти.                                                     (полностью)

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В разделе “Документы и комментарии” публикуется Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2002 г. по гражданскому делу по заявлению А.С.Шевченко о признании недействительными Закона Волгоградской области № 630-ОД от 15 ноября 2001 г. “О совмещении дня голосования на выборах депутатов Волгоградской областной Думы с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, постановления Волгоградской областной Думы № 17/373 от 1 ноября 2001 г. “О Законе Волгоградской области “О совмещении дня голосования на выборах депутатов Волгоградской областной Думы с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” и компенсации морального вреда. Документ сопровождается комментарием “Не дожидаясь назначения выборов в Госдуму”, подготовленным руководителем дирекции правовых программ Римой Кузнецовой.

ЛЕКТОРИЙ

М. Федотов
От закона до обета
Статья секретаря Союза журналистов России, доктора юридических наук Михаила Федотова посвящена роли средств массовой информации в избирательных кампаниях. В центре внимания автора – законодательная база по этому вопросу, в частности, новеллы нового Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан. На основе анализа этих новелл М.Федотов приходит к следующим выводам: СМИ как институт демократии не могут в период избирательной кампании ограничиваться некомментированным изложением событий и предоставлением эфирного времени и печатной площади субъектам агитационной деятельности; пресса не только вправе, но и обязана доводить до сведения населения собранную информацию, не переступая при этом грань, отделяющую объективное информирование от агитации; низведение СМИ до уровня "производителя информационных услуг" способно превратить избирательную кампанию в механизм откровенного манипулирования волей электората.                                                                   (полностью)

СОСЕДИ

В. Шлинчак
Время собирать камни
Со времени парламентских выборов в Украине прошло уже больше месяца, но до сих пор их результаты вызывают массу вопросов. Впрочем, это объяснимо. Таких жестких правил игры и таких противостояний, как на прошедших выборах в высший законодательный орган страны – Верховную Раду, Украина еще не знала. Поэтому и не удивительно, что оценочные суждения политиков, политологов и журналистов о самих выборах существенно расходятся: одни считают, что эту кампанию можно назвать наиболее честной и чистой, другие, наоборот, утверждают, что ее главными атрибутами было использование административного ресурса и "грязных" пиар-технологий. Обо всем этом – в статье политического обозревателя газеты “Сегодня” Виктора Шлинчака (Киев).

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Ю. Рубинский
Опасное “сожительство”
Прошедшие 21 апреля и 5 мая 2002 г. президентские выборы во Франции принесли ряд крупных неожиданностей. Главная из них – выход во второй тур голосования вождя Национального фронта Ле Пена, ставшего основным соперником действующего главы государства неоголлиста Жака Ширака. Лидер социалистов, премьер-министр Лионель Жоспен, а вместе с ним и все левые партии оказались устраненными из дальнейшей борьбы. Это резко изменило традиционный двухполюсный расклад политических сил, заставив левых избирателей отдать свои голоса во втором туре Шираку, который и вышел победителем. Как утверждает автор – руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский, эти события окажут немалое влияние на внутреннюю, а отчасти и на внешнюю политику Франции в течение предстоящих пяти лет второго президентского мандата Ширака. Однако их значение гораздо шире. Сам факт выхода во второй тур на выборах главы французского государства деятеля, открыто бросающего вызов основным ценностям демократии, расшатывает сложившиеся правила политической игры, если не ее конституционные рамки. Поэтому анализ хода и итогов прошедших во Франции президентских выборов представляет немалый интерес не только для самих французов, но и для международной, в том числе российской, общественности, тем более, что Конституция РФ 1993 г., полномочия главы государства, способ его избрания во многом перекликаются с французской моделью.

В начало

105066, Москва, Спартаковская ул. д. 11, стр.1. Тел.:(095)967-66-17; E-mail: lyubarev@yandex.ru