ОБРАЩЕНИЕ
участников Общественных
слушаний “О состоянии правового
регулирования в области информационной
открытости деятельности органов публичной
власти”
По инициативе ряда
неправительственных организаций 29 марта
2005 года в г. Москве состоялись Общественные
слушания по проекту
федерального закона «О
гарантиях предоставления
информации о решениях
государственных органов,
органов местного
самоуправления», внесенного в
Государственную Думу депутатами В.А.Рыжковым,
И.Н.Морозовым, С.А.Насташевским и В.И.Черепковым.
В Общественных слушаниях приняли участие
депутаты Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации, представители федеральных
органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, руководители и
представители политических партий,
общественных объединений, международных
неправительственных организаций, ученые,
специалисты, представители средств
массовой информации.
Участники слушаний
высказали обеспокоенность состоянием
правового регулирования в данной сфере,
отметили его ведомственную разобщенность
и противоречивость. В этой связи
указывалось, что необходимость
законодательно урегулировать вопрос
информационной открытости органов власти
высказывалась еще в Послании Президента РФ
Федеральному Собранию Российской
Федерации в 2002 году, где ставилась задача “определиться
с четким перечнем информации, которую
госорганы обязаны делать публично
доступной. И этот перечень должен быть
утвержден законом”, однако за прошедшие
три года Послание Президента в этой части
так и не было реализовано.
Обсудив перспективы
правового регулирования в области
информационной открытости органов власти,
а также инициативный проект федерального
закона, внесенный независимыми депутатами
Государственной Думы, заслушав доклады и
выступления, участники Общественных
слушаний считают необходимым обратиться в
Федеральное Собрание Российской Федерации,
Администрацию Президента РФ,
Правительство РФ, к органам
государственной власти субъектов РФ с
настоящим Обращением.
1. Признать, что
установленное статьями 24 и 29 Конституции
Российской Федерации право граждан на
ознакомление с документами и материалами,
непосредственно затрагивающими их права и
свободы, а также на свободное получение
информации до настоящего времени на
практике не имеет эффективных правовых
гарантий его реализации. Указанное право
относится к числу важнейших
конституционных прав граждан Российской
Федерации. Его реализация должна сделать
власть информационно открытой для граждан,
что будет способствовать их вовлечению в
управление делами государства, служить
защите прав и свобод человека и гражданина.
Вместе с тем отсутствие должных правовых
механизмов, обеспечивающих возможность
своевременного получения гражданами
достоверной и полной информации от органов
власти, приводит к тому, что
провозглашенное в Конституции России
право фактически утрачивает свое реальное
содержание.
2. Отметить, что
законопроект, инициированный независимыми
депутатами Государственной Думы, содержит
ряд принципиально новых положений,
направленных на обеспечение и защиту права
граждан на получение информации. Его
достоинством является распространение
установленных требований на всю систему
органов государственной власти и местного
самоуправления. Безусловно, предложенные в
нем правовые решения не могут
рассматриваться как единственно верные и
не имеющие альтернативы. Его инициаторы
открыты к диалогу со всеми
заинтересованными органами, в том числе и
со структурами исполнительной власти, где
неоправданно долго и в закрытом режиме
также ведется работа по регламентации
данной сферы общественных отношений.
Полагаем, что законотворческая работа в
области информационной открытости органов
власти должна быть максимально прозрачной
и гласной. Общей целью этой работы является
законодательное закрепление принципов и
процедуры деятельности органов власти,
направленной на создание условий
беспрепятственного получения гражданами
любой создаваемой этими органами
информации.
3. Считать необходимым
усиление координации работы палат
Федерального Собрания Российской
Федерации с Правительством РФ,
Администрацией Президента РФ,
региональными органами власти,
неправительственными организациями по
данному направлению. Важно более
внимательно относиться к имеющемуся в
субъектах Федерации опыту правового
регулирования в этой сфере. Необходимо,
чтобы эти наработки не были отброшены с
принятием федерального закона.
4. Отметить, что
законодательные инициативы, направленные
на повышение информационной открытости
органов власти должны проходить
взыскательную общественную экспертизу,
апробацию в регионах. Только в этом случае
они могут способствовать укреплению связи
между властью и обществом, позволят
государству получить новый
демократический потенциал своего развития.
Обращение поддержали:
-
Рыжков
Владимир Александрович - депутат
Государственной Думы
-
Черепков
Виктор Иванович - депутат
Государственной Думы
-
Морозов
Игорь Николаевич - депутат
Государственной Думы
-
Насташевский
Святослав Анатольевич - депутат
Государственной Думы
-
Катаев
Дмитрий Иванович - депутат Московской
городской Думы
-
Иванченко
Александр Владимирович - председатель
Совета директоров Независимого
института выборов
-
Аринин
Александр Николаевич - директор
Института федерализма и гражданского
общества
-
Колесник
Светлана Григорьевна - президент Фонда
развития информационной политики
-
Кузнецов
Михаил Иванович - вице-президент Фонда
Плеханова
-
Нисневич
Юлий Анатольевич - директор Института
проблем либерального развития
-
Панин Илья
Григорьевич - вице-президент Фонда
развития регионов
-
Шибанова
Лилия Васильевна - исполнительный
директор Ассоциации "ГОЛОС"
-
Дмитриев
Юрий Альбертович - зав. кафедрой
государственного и муниципального права
Академии труда и социальных отношений
-
Шутько
Дмитрий Владимирович - ведущий научный
сотрудник Института государства и права
РАН
-
Грачев
Иван Дмитриевич - председатель
политической партии "Развитие
предпринимательства"
-
Панфилов
Анатолий Алексеевич - председатель
Экологической партии России ("Зеленые")
-
Тамбовцев
Владимир Владимирович - зам. начальника
Управления при Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации
-
и другие
Стенограмма
слушаний
Публикации
в прессе о слушаниях
Закон
о прозрачности готовят в закрытом режиме
("Независимая газета")
Народ
не должен мешать правительству ("Газета")
Рыжков
и Черепков - орлы, а не вороны ("Русский
курьер")
Депутаты
требуют от власти открытости ("Известия")
Захочет
ли чиновник отвечать перед обществом? (Портал
Социал-демократической политики)
Фотографии
со слушаний |