Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

МОНИТОРИНГ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР

бюллетень № 2, февраль 2007

Выпуск подготовили: Иванченко А.В., Любарев А.Е., Кынев А.В., Скосаренко Е.Е., 
Сергеев А.А., Акаевич В.Г., Кривцов В.И.

Часть I. Российские политические партии накануне нового избирательного цикла

2. Развитие партийной системы в 2001–2005 годах

2.1. Переходный период 2001–2003 годов

2.2. Участие партий в выборах в 2003–2005 годах

2.3. Итоги развития партийной системы к началу 2006 года

2.1. Переходный период 2001–2003 годов

Федеральный закон “О политических партиях” в своей первоначальной редакции (от 11 июля 2001 г.) содержал следующие требования к политической партии:

  • она должна была иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ;
  • в ней должно было состоять не менее 10 тыс. членов;
  • более чем в половине субъектов РФ региональные отделения партии должны были насчитывать не менее 100 членов;
  • остальные региональные отделения должны были насчитывать не менее 50 членов.

В соответствии с данным законом политическая партия регистрируется уполномоченным федеральным органом, а затем она в течение полугода после регистрации обязана зарегистрировать региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ. Если это происходит, партия получает право участвовать в выборах; если необходимое количество региональных отделений зарегистрировать не удается, партия лишается регистрации.

Согласно переходным положениям Федерального закона “О политических партиях”, партии и их региональные отделения становились единственным видом избирательных объединений на федеральных и региональных выборах через два года после опубликования данного закона (т.е. с 14 июля 2003 г.). Таким образом, закон предусмотрел переходный период, в течение которого политические общественные объединения, желающие сохранить право на участие в федеральных и региональных выборах, должны были преобразоваться в политические партии. Можно было создать партию и другим путем – создав оргкомитет и проведя учредительный съезд.

По данным Министерства юстиции РФ, на 1 января 2001 г. было зарегистрировано 190 общероссийских политических общественных объединений, из них около 40 имели в своем названии слово “партия”. Реально же в выборах участвовало значительно меньшее число объединений (например, в выборах депутатов Государственной Думы 1999 г. пытались принять участие 66 избирательных объединений, из них 40 – в составе блоков). Поэтому было очевидно, что в результате партийной реформы число потенциальных участников выборов должно было сократиться. Опасение вызывало лишь то, что оно могло сократиться до крайне низкого уровня1. Однако эти опасения в тот период не подтвердились.

Процесс создания политических партий (как через учредительный съезд, так и путем преобразования) был сложным. Выявилось много недоработок в Федеральном законе “О политических партиях”, связанных с перечнем представляемых в регистрирующий орган документов, с открытием расчетного счета и т.п. К ряду партий у Минюста РФ были претензии, связанные с их уставами. Возникали коллизии, связанные с наименованием партии: они касались трактовки запретов на использование наименований других партий и общественных организаций, а также были связаны с запретом на создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности (в трактовке Минюста РФ это означало запрет на такие наименования, как Христианско-демократическая партия или Исламская партия)2.

Тем не менее, подход Минюста РФ к регистрации был в достаточной степени либеральным, большинство проблем удавалось преодолеть, и ни одна из более или менее серьезных партий не была оставлена “за бортом”. Стоит также отметить, что один из главных “камней преткновения” еще не проявился в полной мере – численность партий и их региональных отделений в этот период не подвергались серьезной проверке. Некоторые эксперты выражали сомнение в том, что многие партии реально имели декларируемую ими численность.

За два года, прошедших после вступления закона в силу, Минюст зарегистрировал 53 политические партии, из них 44 сумели зарегистрировать не менее 45 региональных отделений. Из этих 44 партий 25 были созданы путем преобразования и 19 были учреждены заново.

2.2. Участие партий в выборах в 2003–2005 годах

К началу кампании по выборам депутатов Государственной Думы (начало сентября 2003 г.) успешно прошли регистрацию и получили право участвовать в выборах 44 политические партии. Из них 18 участвовали в выборах по федеральному округу самостоятельно и еще 12 – в составе избирательных блоков; 3 партии выдвинули списки, но затем отказались от участия в выборах по федеральному округу; 6 партий выдвигали кандидатов только по одномандатным округам (см. табл. 1). В результате выборов мандаты получили три партии, выступавшие самостоятельно, и один избирательный блок, включавший три партии; еще шесть партий, не получив мандаты по федеральному округу, по результатам выборов добились государственного финансирования.

Две партии были зарегистрированы в сентябре 2003 г. – эти партии не имели права участвовать в выборах Государственной Думы четвертого созыва. После сентября 2003 г. ни одна новая партия не смогла пройти процедуру регистрации3.

В региональных выборах, проходивших с декабря 2003 г. по декабрь 2005 г., также принимали участие почти все существовавшие в тот период партии (см. табл. 1). Лишь две из 46 партий не пытались участвовать в данных выборах, и еще пяти партиям ни разу не удалось зарегистрировать список. Правда, 10 партий участвовали в выборах только в составе избирательных блоков.

Однако активность партий в региональных выборах сильно различалась. Всего в описываемый период прошли 44 региональные кампании. Лишь 8 партий (“Единая Россия”, КПРФ, ЛДПР, Аграрная партия России, “Союз правых сил”, Российская партия Жизни, “Родина” и “Яблоко”) участвовали более чем в 20 кампаниях, еще 5 (Российская партия пенсионеров, Народная партия РФ, Партия Возрождения России, Партия национального возрождения “Народная воля” и Российская экологическая партия “Зеленые”) принимали участие в 7–14 кампаниях. Участие остальных партий в выборах было эпизодическим.

Успешным можно считать участие в выборах партий “Единая Россия”, КПРФ, ЛДПР, Аграрной партии России, “Родина” и Российской партии пенсионеров – эти партии прошли в парламенты (самостоятельно или в составе блоков) более 10 регионов. Гораздо скромнее были успехи Российской партии Жизни, “Союза правых сил”, Российской демократической партии “Яблоко”, Народной партии РФ и Партии национального возрождения “Народная воля”. Однако, помимо отмеченных 11 партий, еще 22 партии добивались на региональных выборах единичных (в одном–двух регионов) успехов; правда, лишь четыре из них (Партия Возрождения России, Партия социальной справедливости, Российская партия мира, “Истинные патриоты России”) добились такого успеха самостоятельно, остальные 18 – в составе избирательных блоков4.

2.3. Итоги развития партийной системы к началу 2006 года

В декабре 2004 г. в Федеральный закон “О политических партиях” были внесены существенные изменения. В частности:

  • минимальная численность партии увеличилась с 10 до 50 тыс.;
  • минимальная численность региональных отделений не менее чем в половине субъектов РФ увеличилась со 100 до 500;
  • минимальная численность остальных региональных отделений увеличилась с 50 до 250.

Вновь создаваемые партии сразу должны были соответствовать новым требованиям. От уже зарегистрированных партий закон потребовал привести свою численность в соответствие с новыми требованиями к 1 января 2006 г. Те партии, которые не смогли этого сделать, были обязаны в течение 2006 г. самоликвидироваться или преобразоваться в общественное объединение иной правовой формы. После 1 января 2007 г. партии, не выполнившие данные требования, подлежат ликвидации через судебную процедуру.

Большинство существовавших на тот момент партий имели численность, не намного превышающую минимально допустимый уровень. Таким образом, за 2005 г. этим партиям, чтобы сохранить свой статус, нужно было увеличить численность в несколько раз. Поэтому многие партии в течение этого года занимались интенсивным наращиванием численности. В 2006 г. Федеральная регистрационная служба (ФРС) должна была определить, какие партии действительно выполнили требования закона и достигли необходимой численности.

К началу 2006 г. из 46 ранее зарегистрированных партий юридически существовали 37. Две партии были ликвидированы в первой половине года5. Остальные 35 партий в течение 2006 г. подверглись проверке ФРС на предмет их соответствия новым требованиям закона.

продолжение


1 См, например: Что будет если… // Выборы. Законодательство и технологии. 2001. № 3. С. 16–29.

2 См. материалы, опубликованные в 2002 г. в журнале “Выборы. Законодательство и технологии”: № 2, с. 24–27; № 3, с. 14–19; № 4, с. 2–13; № 8–9, с. 34–38, 39–43; № 10, с. 26–32.

3 По-видимому, в период федеральных кампаний (осень 2003 г. – весна 2004 г.) процесс партийного строительства застыл по естественным причинам, а затем сыграл роль Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 168-ФЗ, ужесточивший требования к численности партий.

4 В большинстве таких случаев партии использовались как “ширмы” для региональных группировок и реально члены данных партий мандатов не получали.

5 Объединенная российская партия “Русь” была ликвидирована в феврале 2006 г. на основании вступившего в силу решения суда. В марте 2006 г. было оформлено преобразование Российской партии самоуправления трудящихся в общественное движение на основании решения преобразовательного съезда, прошедшего в декабре 2005 г.

 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru