В какой степени
избирательная система может
влиять на представительность и
эффективность работы
избираемого органа и в целом на
политическое структурирование
общества?
Влияние это несомненно.
Впервые на него указал ещё
Дюверже. Другое дело, что его не
следует преувеличивать.
Характер избирательной системы
– это всё-таки фактор второго
порядка. Роль же фактора
первого порядка играют более
фундаментальные
характеристики общества – в
частности, гражданская
зрелость его членов. Но, конечно
же, не стоит это влияние и
преуменьшать. Достаточно
вспомнить хотя бы, что своим
удивительным политическим
долголетием такая откровенная
псевдопартия, как ЛДПР
Жириновского, обязана
исключительно
пропорциональной системе.
В огромной степени влияет на
представительность и
политическое структурирование.
Почти не влияет на
эффективность работы
парламента. Последняя зависит
от всей конфигурации
политической системы, от формы
правления, от баланса
полномочий между основными
институтами власти, от
парламентских процедур и,
наконец, от политической
культуры общества.
В самом прямом, так как именно
избирательная система
определяет то, каковы шансы на
представленность в парламенте
различных групп населения,
насколько стимулируются
диалоговые процедуры и
коалиционные механизмы. Так, в
США наличие механизма
праймериз позволяет сохранять
двухпартийную систему, когда
каждая из двух ведущих партий
на самом деле является сложным
конгломератом различных групп.
Крайне важно, чтобы система
обеспечивала представленность
меньшинств, так как от этого
зависит не только политическая
стабильность в стране, но и
представленность в парламенте
различных точек зрения.
Отсутствие вариативности в
парламенте ведет к деградации
его как органа, вырабатывающего
стратегические для страны
решения. Как любая деятельность,
управление без конкуренции
идей и диалога умирает и
вырождается, превращаясь во все
более оторванную от жизни догму.
Система должна содержать в себе
возможности ее постоянного
обновления.
Избирательная система задает
институциональные рамки и в
значительной степени определят
конфигурацию парламента и
партийной системы при одном
условии: выборы должны быть
демократическими, т.е. честными,
свободными и справедливыми.
Если выборы не соответствуют
этим критериям,
институциональный дизайн
продолжает влиять, но это
влияние минимально. Впрочем, в
этом случае минимизируется и
роль парламента, который
превращается в машину для
штампования решений
исполнительной власти.
Избирательная система
существенно влияет на всю
деятельность представительных
и законодательных органов
власти. Кадровый состав
избираемого органа власти и
обязательства, которые
депутаты обязаны или не обязаны
выполнять, во многом определяют
его деятельность. На
представительность этих
органов власти существенное
влияние оказывают и процедуры
их избрания. Например, если, как
это происходит на российских
выборах, граждане практически
полностью исключаются из
процесса определения списков
кандидатов по одномандатным
округам, а тем более - списков
кандидатов от политических
партий, избранные кандидаты
фактически не представляют
интересы широких социальных
групп. А это, в свою очередь,
способствует снижению интереса
граждан к выборам и вообще к
демократическим процедурам
решения проблем, показывает им,
что авторитарные способы
решений - не менее, а более
эффективны, что в итоге
препятствует развитию
демократии. Безусловно, не
только избирательная система
является таким значимым
фактором для развития или
препятствия развитию
демократии, но именно
избирательная система, точнее,
её конкретная реализация в
наших регионах яснее всего для
граждан показывает и
достоинства, и недостатки
демократического развития
страны.
Как показывает и мировая, и
российская практика,
избирательные системы решающим
образом влияют и на систему
представительства, и на
структуру многопартийности.
Вся мировая практика
показывает, что в чистом виде
мажоритарная система с
неизбежностью ведет к
двухпартийной системе, потому
что сначала создаются коалиции,
потом укрупненные партии, иначе
очень трудно выиграть
одномандатные округа. И
напротив, в тех странах, где
применяется чисто
пропорциональная система,
происходит дробление
политического поля. И больше
всего партий в тех странах, где
чисто списочная система,
например в Испании или
Нидерландах. Там доходит до 9, 10
и даже 12 партий, представленных
в парламенте. Кроме того, на
число партий решающим образом
влияет барьер, который
устанавливается при
пропорциональной системе. При
5%-ном барьере обычно бывает от 5
до 7 фракций, при 7%-ном – 3–4,
эти закономерности хорошо
известны, изучены. И в этом
смысле выбор избирательной
системы – это в значительной
степени и выбор
представительства, и выбор
партийной системы. Поэтому
всякое общество, которое
обсуждает ту или иную
избирательную систему, должно
быть очень осторожно, чтобы не
допустить ошибок.