Избирательная система
существенно влияет на всю
деятельность представительных
и законодательных органов
власти. Кадровый состав
избираемого органа власти и
обязательства, которые
депутаты обязаны или не обязаны
выполнять, во многом определяют
его деятельность. На
представительность этих
органов власти существенное
влияние оказывают и процедуры
их избрания. Например, если, как
это происходит на российских
выборах, граждане практически
полностью исключаются из
процесса определения списков
кандидатов по одномандатным
округам, а тем более - списков
кандидатов от политических
партий, избранные кандидаты
фактически не представляют
интересы широких социальных
групп. А это, в свою очередь,
способствует снижению интереса
граждан к выборам и вообще к
демократическим процедурам
решения проблем, показывает им,
что авторитарные способы
решений - не менее, а более
эффективны, что в итоге
препятствует развитию
демократии. Безусловно, не
только избирательная система
является таким значимым
фактором для развития или
препятствия развитию
демократии, но именно
избирательная система, точнее,
её конкретная реализация в
наших регионах яснее всего для
граждан показывает и
достоинства, и недостатки
демократического развития
страны.
на выборах депутатов
законодательных органов
субъектов РФ?
Я противник резкого изменения
избирательной системы в нашей
стране, особенно
законодательным путём. Причина
в том, что в российских условиях
принятие законов не решает
никаких проблем государства и
общества, решает их изменение
социальной практики. Поэтому
для продвижения к демократии
более всего желательно
постепенное изменение практики
проведения выборов при
минимальных изменениях
законодательства, тем более,
что пропорциональная система
выборов имеет свои недостатки
по сравнению с нынешней. В
частности, современные
политические партии в России не
представляют интересов широких
социальных групп, они скорее не
посредники между властью и
обществом, а институт власти. В
этих условиях выборы по
пропорциональной системе в
нашей стране могут привести к
усилению не демократических, а
авторитарных тенденций на
выборах и в государственном
управлении на федеральном и
региональном уровнях.
повышение барьера до 7% (как
это предусмотрено
переходными положениями
действующего закона);
снижение барьера до 3%;
полный отказ от
заградительного барьера?
Заградительный барьер на
выборах по партийным спискам
должен быть сохранён, но не
должен быть слишком большим.
Практика показывает, что
оптимальным является
сохранение 5% такого барьера.
При этом в российских условиях
это самое большое допустимое
значение такого барьера, он
никак не может быть 7% или выше.
Лучше всего было бы на всей
территории России ввести одно
значение заградительного
барьера на всех выборах по
партийным спискам. В дополнение
я бы предложил снова вернуться
к системе региональных
политических партий вместо
существования в регионах
только отделений федеральных
партий. Практика выборов в
регионах показывает, что
региональные партии более
понятны избирателям, лучше
федеральных представляют их
интересы, более ответственно
относятся к взятым на выборах
обязательствам. Хотя и
региональные политические
партии без общественного
давления легко превращаются в
инструменты проведения
политики администрациями
регионов в их интересах. Но ведь
такое общественное давление на
партии легче организовать в
отдельных регионах, чем по всей
стране в целом. Поэтому для
гражданского общества будет
больше шансов контролировать
деятельность региональных
политических партий, чем
федеральных.
скорейшее введение “открытых”
списков на выборах депутатов
как Государственной Думы, так
и законодательных органов
субъектов РФ;
осторожное введение “открытых”
списков после того, как будут
ясны результаты эксперимента,
проведенного в ряде регионов;
отказ от использования в РФ
“открытых списков”?
Открытые списки на выборах
всех уровней могли бы быть
желательными, если бы не
вводились распоряжениями
вышестоящих органов власти и
нормами законов о выборах.
Наиболее правильно, по-видимому,
разработать несколько
вариантов проведения выборов в
регионах (там гражданам легче
контролировать эти списки) и
предложить самим регионам
выбирать свою модель выборов.
Среди этих моделей могут быть и
модели с открытыми списками. А
после проведения экспериментов
регионы могли бы оставлять себе
адекватную их условиях модель
или выбирать другую уже для
следующих выборов. И только
через несколько циклов выборов
в регионах можно было бы
вводить "открытые списки"
в законодательство, но - лучше
всего - сначала тоже в
рекомендательном порядке. В
любом случае в сложившихся в
нашей стране условиях введение
"открытых списков" само по
себе проблем проведения
честных и справедливых выборов
не решит, и в этой модели власть
окажется сильнее граждан, если
они не будут иметь какие-то
ресурсы её контроля и
отстаивания собственных
интересов. Какими могут быть
эти ресурсы, скорее всего,
определить умозрительно не
удастся, это может показать
практика проведения выборов.
По-видимому, система выборов,
принципы которой заимствованы
из практики проведения выборов
в Германии или Эстонии, которая
ближе к нашей стране по уровню
развития, была бы полезна для
России. Самое главное -
избиратель всегда должен
голосовать за конкретных
кандидатов, а не за
политические партии в целом, и
должен иметь возможность
реального их выбора. Но прямое
копирование опыта Германии, как
и любой другой страны, было бы
для России нежелательным:
конкретная избирательная
система в каждой стране
отрабатывается десятилетиями и
использует именно её
особенности, которые в России
могут быть иными. Лучших
результатов можно было бы
достигнуть, если бы на основе
принципов германской системы
выборов была разработана
российская, которая сначала
была проверена на региональных
выборах, затем на федеральных (возможно,
по временным нормам
законодательства, с правом
регионов использовать иную
систему проведения выборов) и
только после этого была бы
введена как единственная
избирательная система для всей
страны.