Влияние это несомненно.
Впервые на него указал ещё
Дюверже. Другое дело, что его не
следует преувеличивать.
Характер избирательной системы
– это всё-таки фактор второго
порядка. Роль же фактора
первого порядка играют более
фундаментальные
характеристики общества – в
частности, гражданская
зрелость его членов. Но, конечно
же, не стоит это влияние и
преуменьшать. Достаточно
вспомнить хотя бы, что своим
удивительным политическим
долголетием такая откровенная
псевдопартия, как ЛДПР
Жириновского, обязана
исключительно
пропорциональной системе.
повышение барьера до 7% (как
это предусмотрено
переходными положениями
действующего закона);
снижение барьера до 3%;
полный отказ от
заградительного барьера?
Сама по себе идея
заградительного барьера вполне
разумна. У нас и так слишком
много псевдопартий. Нет
никакого смысла поощрять их
появление. Но ведь сам смысл
пропорциональной системы
заключается в том, чтобы дать
возможность быть
представленными в парламенте
"третьим" и "четвертым"
силам. Так что вряд ли
целесообразно слишком завышать
заградительный барьер, тем
более ломая уже устоявшиеся
правила игры. На мой взгляд,
коли уже выбрали 5%-ный барьер,
стоит сохранять его и впредь.
скорейшее введение “открытых”
списков на выборах депутатов
как Государственной Думы, так
и законодательных органов
субъектов РФ;
осторожное введение “открытых”
списков после того, как будут
ясны результаты эксперимента,
проведенного в ряде регионов;
отказ от использования в РФ
“открытых списков”?
Я вообще далёк от того, чтобы
возлагать особые надежды на
благотворную роль всяческих
институциональных изменений.
Экспериментировать, конечно же,
можно, но ждать мгновенных
результатов не стоит. Наш
избиратель и среди названий
партий путается, а если ему к
тому же усложнить выбор, вообще
может махнуть на всё рукой. "Открытые"
списки больше подходят для "малопартийных"
систем, а наша система –
псевдопартийная, да еще с
выраженным моментом
неустойчивости,
флуктуационности. Так что я за
"осторожный" вариант.