Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Галина Михайловна МИХАЛЕВА
доктор философии, директор Центра изучения современной политики

1. В какой степени избирательная система может влиять на представительность и эффективность работы избираемого органа и в целом на политическое структурирование общества?

Избирательная система задает институциональные рамки и в значительной степени определят конфигурацию парламента и партийной системы при одном условии: выборы должны быть демократическими, т.е. честными, свободными и справедливыми. Если выборы не соответствуют этим критериям, институциональный дизайн продолжает влиять, но это влияние минимально. Впрочем, в этом случае минимизируется и роль парламента, который превращается в машину для штампования решений исполнительной власти.

2. Считаете ли Вы возможным и допустимым переход на полностью пропорциональную систему

  • на выборах депутатов Государственной Думы?
  • на выборах депутатов законодательных органов субъектов РФ?

Нет, нигде. Пропорциональная система еще больше отдалит отдельных избирателей от представительных органов, а в наших условиях даст безусловные преференции административным партиям и политтехнологическим проектам – конструкциям властных элит.

Оптимальный вариант – двойная связанная система, когда правом выдвижения кандидатов обладают только партии, а если в парламент прошло несколько одномандатников от партии, она получает дополнительные мандаты и может образовать парламентскую группу. Оптимален и отказ от федеральных списков и существование только региональных списков. Это и стабилизирует партийную систему, и оставляет связь партий и кандидатов с избирателями.

3. Ваше отношение к заградительному барьеру на выборах депутатов Государственной Думы – какой из вариантов Вы поддерживаете:

  • сохранение 5%-ного барьера;
  • повышение барьера до 7% (как это предусмотрено переходными положениями действующего закона);
  • снижение барьера до 3%;
  • полный отказ от заградительного барьера?

Снижение барьера до 3%. В нашем случае это – оптимальный вариант, т.к. партийная система еще не консолидирована, общество слабо структурировано и возникают новые группы интересов.

4. Считаете ли Вы необходимым ограничить федеральным законом заградительный барьер на выборах депутатов законодательных органов субъектов РФ?

Да, до 3% (см. п. 3).

5. Ваше отношение к системе выборов по “открытым” спискам – какой из вариантов Вы поддерживаете:
  • скорейшее введение “открытых” списков на выборах депутатов как Государственной Думы, так и законодательных органов субъектов РФ;
  • осторожное введение “открытых” списков после того, как будут ясны результаты эксперимента, проведенного в ряде регионов;
  • отказ от использования в РФ “открытых списков”?

“Открытые списки” - сложная система, вряд ли наш избиратель с этим разберется, а возможностей для манипуляций прибавится.

6. Считаете ли Вы допустимым или желательным использование смешанной системы германского образца на выборах депутатов Государственной Думы или законодательных органов субъектов РФ?

Да, см. п. 2.

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru