Избирательная система задает
институциональные рамки и в
значительной степени определят
конфигурацию парламента и
партийной системы при одном
условии: выборы должны быть
демократическими, т.е. честными,
свободными и справедливыми.
Если выборы не соответствуют
этим критериям,
институциональный дизайн
продолжает влиять, но это
влияние минимально. Впрочем, в
этом случае минимизируется и
роль парламента, который
превращается в машину для
штампования решений
исполнительной власти.
на выборах депутатов
законодательных органов
субъектов РФ?
Нет, нигде. Пропорциональная
система еще больше отдалит
отдельных избирателей от
представительных органов, а в
наших условиях даст
безусловные преференции
административным партиям и
политтехнологическим проектам
– конструкциям властных элит.
Оптимальный вариант –
двойная связанная система,
когда правом выдвижения
кандидатов обладают только
партии, а если в парламент
прошло несколько
одномандатников от партии, она
получает дополнительные
мандаты и может образовать
парламентскую группу.
Оптимален и отказ от
федеральных списков и
существование только
региональных списков. Это и
стабилизирует партийную
систему, и оставляет связь
партий и кандидатов с
избирателями.
повышение барьера до 7% (как
это предусмотрено
переходными положениями
действующего закона);
снижение барьера до 3%;
полный отказ от
заградительного барьера?
Снижение барьера до 3%. В нашем
случае это – оптимальный
вариант, т.к. партийная система
еще не консолидирована,
общество слабо структурировано
и возникают новые группы
интересов.