РЕФОРМА
ВЛАСТИ
Плюс
горизонталь…
Концепции инициативных федеральных
законов, подготовленные Независимым
институтом выборов и Институтом
федерализма и гражданского общества
А. Аринин
К новым
взаимоотношениям личности, общества и
государства
Под этой рубрикой публикуются концепции
инициативных федеральных законов “О
народной инициативе” и “О
всенародном обсуждении проектов законов и
иных вопросов государственной и
общественной жизни”,
подготовленные Независимым институтом
выборов и Институтом федерализма и
гражданского общества. Предваряет
материал статья директора Института
федерализма и гражданского общества Александра
Аринина, посвященная проблемам
становления гражданского общества в
современной России.
В соответствии с Конституцией Российской
Федерации граждане имеют право
участвовать в управлении делами
государства как непосредственно, так и
через своих представителей. Конституция
устанавливает, что высшим
непосредственным выражением власти
народа являются референдум и свободные
выборы, однако при этом она не исключает
возможности существования иных форм
непосредственного народовластия. Сегодня
крайне актуальна задача поиска
дополнительных правовых механизмов,
направленных на демократизацию и
дебюрократизацию российского общества,
обеспечение реального участия населения в
управлении страной. В демократическом
обществе должна существовать прямая
зависимость между законодательством и
общественным мнением.
Важным способом осуществления
непосредственной власти народа может
стать народная инициатива, которая в
широком смысле слова представляет собой
коллективное обращение к органам власти
по вопросам законодательства или крупных
социальных преобразований. Федеральный
закон “О народной инициативе” должен
определить порядок возбуждения и
реализации народной инициативы, круг
субъектов, обладающих правом такой
инициативы, органы, имеющие право и
обязанность рассматривать народную
инициативу, а также ряд иных
принципиальных вопросов правового
механизма народной инициативы.
Статья 104 Конституции не относит
коллективы граждан к числу субъектов
законодательной инициативы в парламенте
Российской Федерации. Однако это не
исключает возможности закрепления в
федеральном законодательстве положений,
обязывающих определенные органы,
обладающие правом законодательной
инициативы, в случае поступления к ним
документов, оформляющих народную
правотворческую инициативу, вносить такие
законопроекты на рассмотрение
Государственной Думы.
К принципам реализации народной
инициативы следует отнести возможность
граждан Российской Федерации участвовать
в народной инициативе свободно и
добровольно, на равных основаниях, а также
обладание ими всей полнотой прав на
реализацию народной инициативы. Органы,
правомочные в соответствии с законом
рассматривать народную инициативу, будут
не вправе оставить ее без рассмотрения. В
противном случае они должны нести
установленную законом ответственность.
Участие граждан в обсуждении проектов
важнейших законов и значимых вопросов
государственной и общественной жизни
должно, с одной стороны, обеспечить учет
мнения миллионов людей, делая принимаемые
на этой основе решения максимально
обоснованными, а, с другой стороны,
воспитывать в членах общества
сознательных участников строительства
своей жизни. Решение этих задач должно
стать целью проекта федерального закона
“О всенародном обсуждении проектов
законов и иных вопросов государственной и
общественной жизни”. Принимаемые в
стране, вступившей на путь
демократического развития, законы должны
отражать результаты совместной работы не
только депутатского корпуса, правовых
управлений Правительства и Администрации
Президента России, но и представителей
общественных объединений,
предпринимательских, научных кругов,
населения страны. Возможно вынесение
законопроектов на референдум, но
процедура его проведения достаточно
сложна и требует значительных затрат.
Более эффективна, проста и экономична
именно система общественного обсуждения
законодательных инициатив. Участие
населения России в экспертизе
законопроектов дает возможность получить
достоверную информацию о качестве проекта
закона, сформировать аргументированную
позицию в пользу его принятия или не
принятия, защитить или отвергнуть его на
достаточно высоком уровне, а также сделает
законопроект более ясным, прозрачным,
ограничит возможности его незаконного
лоббирования.
Основными принципами проведения
всенародных обсуждений будут являться
максимальная гласность, объективность,
всеобщность охвата участников, свобода от
воздействия на них государственных
органов и органов местного самоуправления,
их должностных лиц. В законе следует также
установить принцип обязательности учета
высказанных при всенародном обсуждении
предложений, замечаний, рекомендаций.
Независимый институт выборов приглашает
ученых, политиков, всех иных
заинтересованных лиц к сотрудничеству при
разработке законопроектов. Ознакомившись
на страницах журнала с предложенными
концепциями двух федеральных законов, Вы
можете направить Ваши замечания,
предложения, пожелания в адрес Института. (полностью)
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
А. Сергеев
Оправдаются
ли надежды?
В статье кандидата юридических наук Алексея
Сергеева (Независимый институт
выборов) поднимаются вопросы
совершенствования избирательного
законодательства и анализируется
подготовленный Центризбиркомом РФ проект
новой редакции Федерального закона “Об
основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации”, вскрываются его
как положительные, так и отрицательные
стороны.
(полностью)
ПАРТИЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
М. Холмская
Объединительная
лихорадка
Статья кандидата исторических наук Марины
Холмской (Независимый институт
выборов) посвящена объединительным
процессам в среде правых, левых и
центристов. В центре внимания автора –
три крупных объединительных проекта: 1)
объединение “Отечества” и “Единства”;
2) объединение нескольких правых
организаций в рамках единой партии под
названием “Союз правых сил”; 3) начало
формирования единой социал-демократической
(социалистической) партии России,
инициированное М.Горбачевым и А.Подберезкиным.
В материале подводятся промежуточные
итоги объединительных усилий в различных
частях спектра и анализируются проблемы, с
которыми приходится сталкиваться
объединителям.
(полностью)
АНАЛИЗ
В. Колосов, Д. Визгалов, Н. Бородулина
За кого голосуют
избиратели крупных городов
В статье сотрудников Института
географии РАН приводятся результаты
электорально-географического анализа (по
типам территориальных избирательных
округов) голосований жителей крупных
городов России с численностью населения
свыше 100 тыс. человек на выборах в
Государственную Думу в 1995 и 1999 годах и на
выборах Президента РФ в 1996 (оба тура) и 2000
годах.
Авторы разбили множество городов как
избирательные элементы одного ранга на
типы по устойчивости политических
предпочтений электората, выделив
стабильно “прокоммунистические”,
“либерально-демократические”,
ориентированные на “партию власти”,
города центристской ориентации, города
националистической ориентации, устойчиво
нейтральные, крайне неустойчивые города.
Проведенное исследование позволило им
сделать следующие выводы: характер
голосования жителей крупных городов в
целом весьма стабилен; города России
понемногу “краснеют”, но в то же
время становятся и более конформистскими;
наиболее устойчивы электоральные типы
городов в “красном поясе”, а основные
подвижки происходят в Урало-Поволжье и к
востоку от него; устойчивость
политических предпочтений в крупных
городах весьма неравномерна от района к
району – в большинстве регионов она
высока, а стало быть, результаты вполне
предсказуемы, но в республиках с
конформистским электоратом и во многих
восточных регионах на рубеже десятилетий
происходили довольно интенсивные
подвижки, связанные с перераспределением
электората между “политическими
семьями” и в особенности с ростом
влияния “партии власти”, поглотившей
под знаменем нынешнего Президента
значительную часть опоры “национал-патриотов”.
В целом, по мнению авторов статьи,
электоральная структура в стране
достаточно хорошо сформирована. (полностью)
В РЕГИОНАХ
И. Никитин
Приморская
“неожиданность”
Правовой комментарий
Статья журналиста Игоря Никитина (газета
“Золотой Рог”, г. Владивосток)
посвящена анализу итогов завершившейся 17
июня кампании по выборам губернатора
Приморского края. В материале вскрываются
причины провала заместителя полномочного
представителя Президента РФ на Дальнем
Востоке Геннадия Апанасенко и факторы,
обусловившие победу его соперника
предпринимателя Сергея Дарькина, которая
для многих стала неожиданной.
Статья снабжена правовым комментарием к
ситуации, которая сложилась в ходе
избирательной кампании губернатора
Приморского края, подготовленным Дирекцией
правовых программ Независимого института
выборов. По мнению специалистов
Института, федеральное законодательство
должно определить порядок проведения
выборов в случае, если кандидат, вышедший
во второй тур голосования, принудительно
выбывает из числа участников кампании.
Предлагается, в частности, предусмотреть
расширенное участие в голосовании
кандидатов, не прошедших во второй тур (трех
– четырех), или определение избранного
кандидата абсолютным большинством
голосов при соответствующей явке
избирателей. Авторы комментария
обращаются к законодателям, установившим
в федеральном законе порядок определения
результатов выборов, с предложением
ответить на следующий вопрос: “Можно ли
считать легитимно избранным губернатора
Приморского края С.Дарькина, получившего
по итогам голосования 40,2% голосов, если
против всех кандидатов, в том числе и
против него, проголосовало 33,7% избирателей,
а 24,31% подали голоса персонально против
него – за его противника Г.Апанасенко,
то есть, если всего против С.Дарькина
высказалось 58,99% избирателей, принявших
участие в голосовании (35,94% всех имеющих
право голоса)?” (полностью)
Е. Потапов
“Война”
избиркомов
Статья заместителя директора
информационно-аналитического агентства
“УралБизнесКонсалтинг” Евгения
Потапова посвящена конфликту между
Избирательной комиссией Свердловской
области и Избирательной комиссией г.
Екатеринбурга. Конфликт возник после
принятия горизбиркомом решения о
признании недействительными результатов
повторных выборов депутата городской думы
по округу № 2. Облизбирком счел действия
горизбиркома незаконными и обратился в
суд.
Автор приходит к выводу, что избирательное
законодательство имеет серьезные пробелы,
которые не только не позволяют разрешать
такие конфликты, но и косвенно ущемляют
права граждан. Для выхода из ситуации и
предотвращения подобных конфликтов в
будущем Е.Потапов предлагает перейти на
новый принцип формирования избирательных
комиссий: создавать в федеральных округах
окружные избирательные комиссии, которым
будут подчиняться все остальные –
областные, муниципальные, территориальные.
При этом окружная комиссия, по мысли
автора, не будет находиться под влиянием
ни одной из властных структур, разве что
федеральной – через ЦИК.
С точки зрения редакции, проблема
взаимоотношений избирательных комиссий
разных уровней не так проста, как это
представляется автору, и предлагаемый им
выход из сложившейся ситуации с помощью
создания окружных избиркомов и подчинения
им остальных комиссий малопродуктивен.
Что и как нужно сделать, чтобы избежать
неоправданных конфликтов организаторов
выборов, – тема разговора, который
редакция предлагает читателям продолжить. (полностью)
ЛЕКТОРИЙ
Д. Парамонов
Социологическое
сопровождение избирательной кампании
В статье руководителя социологической
службы Лаборатории социально-политических
технологий “АМП СПб” Дмитрия
Парамонова раскрывается содержание
понятия “социологическое
сопровождение” избирательной кампании,
под которым автор понимает комплексное
социологическое исследование, имеющее
целью удовлетворение потребности в
информации о состоянии и тенденциях
изменений электорального поля.
Рассматриваются возможности и
ограничения использования
социологических опросов и рейтинговых
замеров в избирательной кампании. (полностью)
ИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
В. Васильев
Прямая
демократия по-калифорнийски
Главный редактор журнала Всеволод
Васильев в своей статье анализирует
американский опыт функционирования
прямой демократии на примере Калифорнии.
Рассматриваются, в частности, такие формы
непосредственной демократии, как
голосование поправок к конституции по
инициативе населения, голосование по
обычным законопроектам, предлагаемым
населением, и непосредственно, минуя
легислатуру, выносимым на его решение,
референдум, означающий одобрение
населением проекта закона, рассмотрение
которого началось в легислатуре, но затем
по разным причинам было приостановлено,
чтобы выяснить мнение избирателей, и
другие.
(полностью)
ПЕРСОНАЛИИ
Всеволоду
Васильеву – 75
В материале под этой рубрикой редакция
знакомит читателей с творческой
биографией доктора юридических наук,
профессора, Заслуженного деятеля науки
Российской Федерации, Заслуженного
работника культуры РСФСР В.И. Васильева,
которому 9 июля исполняется 75 лет.
(полностью)