Считаете ли Вы допустимым
или желательным использование
смешанной системы германского
образца на выборах депутатов
Государственной Думы или
законодательных органов
субъектов РФ?
Германская “персонализированная”
смешанная избирательная
система в большей степени, чем
принятая в нашей стране “несвязанная”
смешанная система, позволяет
сочетать достоинства
мажоритарной и
пропорциональной систем и
минимизировать их недостатки.
С одной стороны, эта система
обеспечивает хорошее
соответствие процента мест,
занимаемых партией в
парламенте, и процента голосов,
полученных этой партией на
выборах. С другой стороны, она
позволяет избирателю делать
персональный выбор и тем самым
оказывать значительное влияние
на персональный состав
парламента.
Однако полное копирование
германской системы на выборах в
Государственную Думу без
изменения Конституции
невозможно: эта система
предусматривает возможность
увеличения численности
парламента при определенных
результатах голосования.
Есть и еще один аспект. В
Германии эта система работает
нормально, поскольку там
независимые кандидаты не
пользуются популярностью и
имеют мало шансов на победу. У
нас же эта система будет, скорее
всего, стимулировать партии
выставлять своих кандидатов в
округах под видом независимых.
В связи с этим у меня есть два
предложения.
Первое: опробовать германскую
систему на выборах в небольшом
числе субъектов РФ. Введение
этой системы на региональных
выборах абсолютно не
противоречит требованиям
федерального законодательства
(в отличие от системы открытых
списков).
Второе: попытаться
сконструировать систему,
которая обладала бы теми же
достоинствами, что и германская,
но в большей степени учитывала
российские реалии.
По-видимому, система выборов,
принципы которой заимствованы
из практики проведения выборов
в Германии или Эстонии, которая
ближе к нашей стране по уровню
развития, была бы полезна для
России. Самое главное -
избиратель всегда должен
голосовать за конкретных
кандидатов, а не за
политические партии в целом, и
должен иметь возможность
реального их выбора. Но прямое
копирование опыта Германии, как
и любой другой страны, было бы
для России нежелательным:
конкретная избирательная
система в каждой стране
отрабатывается десятилетиями и
использует именно её
особенности, которые в России
могут быть иными. Лучших
результатов можно было бы
достигнуть, если бы на основе
принципов германской системы
выборов была разработана
российская, которая сначала
была проверена на региональных
выборах, затем на федеральных (возможно,
по временным нормам
законодательства, с правом
регионов использовать иную
систему проведения выборов) и
только после этого была бы
введена как единственная
избирательная система для всей
страны.
У нас взята за образец
немецкая система, но, как это
часто бывает, она была введена в
ухудшенном виде. В Германии
списки разбиты по регионам. А у
нас придумали центральную
часть списка, первые тройки и
так далее.
Но я не стал бы слишком ломать
нашу систему, а только
модифицировал бы ее списочную
часть. То есть, я бы оставил в
России нынешнюю систему –
50:50, но при этом модифицировал
ее таким образом, чтобы и
партийные списки ближе
привязать к регионам. Тогда бы
мы не ухудшили существующую
избирательную систему, а
улучшили. Надо, чтобы
федеральный список “Единой
России” или ЛДПР состоял из
Алтайского списка,
Новосибирского списка и т.д. И в
зависимости от набранного
количества голосов
формировался бы итоговый
список депутатов
Государственной Думы. Это было
бы и справедливо, и людям было
бы понятно, и не усиливало бы
отчуждение народа от партий, а
наоборот, сближало бы их.