Как отмечалось в ответе
на вопрос 3, заградительный
барьер вводится с двумя целями.
Однако одна из целей (создание
полноценных фракций) для
регионального парламента,
насчитывающего 30–50
депутатов, все равно не может
быть достигнута. Поэтому нет
никаких серьезных оснований
для установления на
региональных выборах барьера
выше 3%.
Тем не менее я придерживаюсь
той точки зрения, что
федеральный законодатель
должен оставлять субъектам РФ
некоторую свободу выбора, но в
определенных рамках. Поэтому я
предлагаю ограничить
федеральным законом барьер на
региональных выборах на уровне
5%, но при этом рекомендовать 3%-ный
барьер.
В то же время необходимо
понимать, что на региональных
выборах проблема не
исчерпывается величиной
заградительного барьера. Если
по пропорциональной системе
разыгрывается, скажем, всего 10
мандатов, то даже при 5%-ном
барьере у партий, получивших
менее 10%, есть шанс не попасть в
парламент (пример – выборы
Думы Усть-Ордынского
Бурятского АО 14 марта 2004 г.).
Поэтому я предлагаю установить
в федеральном законе, что число
мандатов, распределяемых по
пропорциональной системе,
должно быть не менее 20.
Лучше всего было бы на всей
территории России ввести одно
значение заградительного
барьера на всех выборах по
партийным спискам. В дополнение
я бы предложил снова вернуться
к системе региональных
политических партий вместо
существования в регионах
только отделений федеральных
партий. Практика выборов в
регионах показывает, что
региональные партии более
понятны избирателям, лучше
федеральных представляют их
интересы, более ответственно
относятся к взятым на выборах
обязательствам. Хотя и
региональные политические
партии без общественного
давления легко превращаются в
инструменты проведения
политики администрациями
регионов в их интересах. Но ведь
такое общественное давление на
партии легче организовать в
отдельных регионах, чем по всей
стране в целом. Поэтому для
гражданского общества будет
больше шансов контролировать
деятельность региональных
политических партий, чем
федеральных.
Да, считаю. Была допущена
ошибка, что федеральный закон
не установил верхнего предела.
В результате в некоторых
регионах была сделана попытка
установить 10%-ный барьер.
Например, в моем Алтайском крае.
Потом, правда, там снизили до 7%.
Я думаю, что правильно было бы
федеральным законом установить
верхний предел. Нижний не
ограничивать, а верхний
установить, скажем, на уровне 6%,
максимум 7%. Чтобы у субъекта РФ
не было соблазна играть в те же
игры, в которые сегодня играет
Кремль.