Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

  Вопрос 4. 

Считаете ли Вы необходимым ограничить федеральным законом заградительный барьер на выборах депутатов законодательных органов субъектов РФ?

Юрий Григорьевич КОРГУНЮК, главный редактор "Партинформа"

Мысль здравая. Дабы лишить региональные власти соблазна манипулировать этим барьером.

Михаил Александрович КРАСНОВ, доктор юридических наук, вице-президент Фонда ИНДЕМ

На этом уровне должны действовать те же принципы, что и на федеральном уровне.

Виктор Борисович КУВАЛДИН, политолог

Это желательно.

Александр Владимирович КЫНЕВ, кандидат политических наук, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований

Необходимо установить в качестве максимальной планки, выше которой регионы барьер установить не могут – 5%.

Аркадий Ефимович ЛЮБАРЕВ, эксперт по вопросам избирательного законодательства

Как отмечалось в ответе на вопрос 3, заградительный барьер вводится с двумя целями. Однако одна из целей (создание полноценных фракций) для регионального парламента, насчитывающего 30–50 депутатов, все равно не может быть достигнута. Поэтому нет никаких серьезных оснований для установления на региональных выборах барьера выше 3%.

Тем не менее я придерживаюсь той точки зрения, что федеральный законодатель должен оставлять субъектам РФ некоторую свободу выбора, но в определенных рамках. Поэтому я предлагаю ограничить федеральным законом барьер на региональных выборах на уровне 5%, но при этом рекомендовать 3%-ный барьер.

В то же время необходимо понимать, что на региональных выборах проблема не исчерпывается величиной заградительного барьера. Если по пропорциональной системе разыгрывается, скажем, всего 10 мандатов, то даже при 5%-ном барьере у партий, получивших менее 10%, есть шанс не попасть в парламент (пример – выборы Думы Усть-Ордынского Бурятского АО 14 марта 2004 г.). Поэтому я предлагаю установить в федеральном законе, что число мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, должно быть не менее 20.

Галина Михайловна МИХАЛЕВА, доктор философии, директор Центра изучения современной политики

Да, до 3% (см. ответ на вопрос 3).

Владимир Львович РИМСКИЙ, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ

Лучше всего было бы на всей территории России ввести одно значение заградительного барьера на всех выборах по партийным спискам. В дополнение я бы предложил снова вернуться к системе региональных политических партий вместо существования в регионах только отделений федеральных партий. Практика выборов в регионах показывает, что региональные партии более понятны избирателям, лучше федеральных представляют их интересы, более ответственно относятся к взятым на выборах обязательствам. Хотя и региональные политические партии без общественного давления легко превращаются в инструменты проведения политики администрациями регионов в их интересах. Но ведь такое общественное давление на партии легче организовать в отдельных регионах, чем по всей стране в целом. Поэтому для гражданского общества будет больше шансов контролировать деятельность региональных политических партий, чем федеральных.

Владимир Александрович РЫЖКОВ, депутат Государственной Думы (независимый)

Да, считаю. Была допущена ошибка, что федеральный закон не установил верхнего предела. В результате в некоторых регионах была сделана попытка установить 10%-ный барьер. Например, в моем Алтайском крае. Потом, правда, там снизили до 7%. Я думаю, что правильно было бы федеральным законом установить верхний предел. Нижний не ограничивать, а верхний установить, скажем, на уровне 6%, максимум 7%. Чтобы у субъекта РФ не было соблазна играть в те же игры, в которые сегодня играет Кремль.

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru