Аркадий
Ефимович ЛЮБАРЕВ, эксперт по
вопросам избирательного
законодательства
Заградительный барьер
вводится с двумя целями.
Первая цель – отсечь от
распределения мандатов партии,
получающие голоса на уровне
шума. С этой точки зрения
оптимальное значение барьера
– 3%.
Вторая цель – создать в
парламенте полноценные фракции.
Для этой цели на выборах в
Государственную Думу больше
подходит 5%-ный барьер,
обеспечивающий во фракции не
менее 12 депутатов.
Я бы предложил следующий
вариант. Сохранить в качестве
базового 5%-ный барьер. В то же
время значительно расширить
условия применения “плавающего”
барьера. В действующем законе
он должен применяться тогда,
когда партии, допущенные к
распределению мандатов,
получат в сумме менее 50% голосов.
Надо эту планку поднять до 80%. И
допускать к распределению
мандатов – последовательно в
порядке убывания полученных
голосов – партии, получившие
менее 5%, но более 3%, пока либо не
будет исчерпан список этих
партий, либо не будет достигнут
80%-ный уровень их суммарной
поддержки избирателями. |
Владимир
Александрович РЫЖКОВ, депутат
Государственной Думы (независимый)
Я голосовал против повышения
барьера до 7%. Потому что
искусственно повышаемый барьер
(а нет сомнений, что это
искусственное повышение
барьера) отсекает, как
показывают математические
подсчеты, до 40–45% голосов,
которые просто не будут
представлены в Государственной
Думе. Чем выше барьер, тем
большее количество голосов
пропадает на выборах. Это очень
лукавая аргументация, когда
говорят, что высокий барьер
позволит укрупнить партии:
одновременно высокий барьер
отсекает десятки миллионов
голосов избирателей от
представительства в
Государственной Думе. С моей
точки зрения, повышение барьера
– это тема, которой пора
заниматься Конституционному
Суду, потому что по Конституции
у нас единственным источником
власти является народ. А если
высокий заградительный барьер
лишает практически половину
этого народа представительства
в Госдуме, то возникает вопрос о
конституционности такого
подхода. Это первое возражение
против повышения барьера.
Второе возражение, не менее
важное – это то, что как ни
странно, такое искусственное,
насильственное укрупнение
партий тоже влечет за собой
угрозу дестабилизации.
Представим себе, что партия
власти по каким-то причинам
проваливается. А
экстремистская оппозиционная
партия получает большинство.
Тогда ей достается огромная
премия из голосов не попавших в
парламент партий, и в стране
просто может произойти
государственный переворот. И,
кстати, так и было несколько лет
назад в Молдавии, когда партии,
на тот момент представленные в
парламенте, подняли барьер до
10%. Они сами потом не попали в
парламент, а попали
оппозиционеры. То есть был
полный крах политической
системы. То же самое произошло
недавно в Турции.
У нас всегда мотивом перемен
является административный раж
чиновников Кремля. Им хочется
все регулировать, все держать,
все контролировать. А в итоге,
как говорил Конфуций,
обманывающие будут обмануты
сами.
Я в свое время предсказывал
вырождение Совета Федерации,
когда выступал против его
реформы. Реформа Совета
Федерации – грубейшая была
ошибка, которая привела к
деградации этого института,
циничной продаже мест в нем
бизнесменам. Я боюсь, подобная
ошибка будет совершена и сейчас.
Я могу с твердостью
предсказать что переход на
чисто пропорциональную систему
плюс повышение барьера, это все
резко дестабилизирует правила
игры и могут резко
дестабилизировать
политическую ситуацию в стране.
Авторы реформы этого не
понимают. И они рискуют
проиграть. Они окажутся теми,
кто проиграет. Но эти люди редко
прислушиваются к голосу
здравого смысла. К сожалению.
Я считаю, что авторы
избирательной системы 10 лет
назад нашли очень точный баланс
и между списками и округами
(50:50), и справедливо
воспользовались германским
опытом с 5%-ным барьером. Я думаю,
что 5% – это оптимальная цифра,
и следовало бы ее сохранить. |