ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ
Право на обращение, право на
ответ
Под таким заголовком в номере
публикуются материалы Общественных
слушаний по инициативному проекту
федерального закона “О гарантиях права
граждан Российской Федерации на
индивидуальные и коллективные обращения в
государственные органы, органы местного
самоуправления, государственные и
муниципальные организации”, который
был подготовлен Независимым институтом
выборов и Институтом федерализма и
гражданского общества (текст
законопроекта см. в номере 9–10 журнала
за 2001 год). Слушания состоялись 14 февраля в
Москве, в здании Центральной библиотеки им.
А.С.Пушкина. В мероприятии приняли участие
депутаты Государственной Думы, члены
Совета Федерации, представители органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления, лидеры политических
партий и движений, а также ученые –
представители независимых научно-исследовательских
учреждений, академической и вузовской
науки, исследовательских учреждений
ведомственного профиля и др.
Со вступительным словом к собравшимся
обратился председатель Совета директоров
Независимого института выборов, доктор
юридических наук, Заслуженный юрист
Российской Федерации Александр ИВАНЧЕНКО.
С докладом выступил заместитель
председателя Совета директоров
Независимого института выборов,
руководитель рабочей группы по разработке
законопроекта, кандидат юридических наук
Алексей СЕРГЕЕВ.
В дискуссии по концепции и основным
положениям инициативного законопроекта
приняли участие: Андрей КЛИМОВ –
депутат Государственной Думы, заместитель
председателя депутатской группы “Регионы
России”; Борис НАДЕЖДИН – депутат
Государственной Думы, заместитель
руководителя фракции “Союз правых сил”;
Иван ГРАЧЕВ – депутат Государственной
Думы, член комитета по собственности;
Рафгат АЛТЫНБАЕВ – член Совета
Федерации от Республики Татарстан,
руководитель комитета по местному
самоуправлению; Александр БЕЛОУСОВ –
депутат Государственной Думы, член
депутатской группы “Народный депутат”;
Александр Коробкин – заместитель
заведующего отделом писем аппарата
Правительства Московской области; Андрей
КРУТЫШЕВ – советник Центра
законотворчества Москвы; Валерий СМИРНОВ
– председатель Исполкома
Общероссийского общественного
политического движения “Фронт
национального спасения”; Михаил
КУЗНЕЦОВ – член Политсовета Социал-демократической
партии России; Нина ЖУКОВА –
председатель Российского политического
общественного движения “Союз реалистов”;
Валерий ШАПОШНИКОВ – руководитель
Общественной приемной при Полномочном
представителе Президента РФ в Центральном
федеральном округе; Нина БЕЛЯЕВА –
руководитель Международного фонда
политико-правовых исследований “Интерлигал”,
член Оргкомитета Гражданского форума;
Юрий ДМИТРИЕВ – заведующий кафедрой
Московской гуманитарно-социальной
академии, доктор юридических наук; Дмитрий
ЛЕВЧИК – докторант кафедры новейшей
истории Московского педагогического
университета, кандидат исторических наук;
Владимир АЛЬХИМЕНКО – профессор
Московской государственной юридической
Академии МВД РФ; Михаил АЙВАЗЯН –
старший научный сотрудник Института
государства и права РАН, кандидат
философских наук; Михаил САВИН –
руководитель Центра социологии прав
человека Института социально-политических
исследований Российской академии наук;
Николай ЧЕРНОГОР – проректор по научной
работе Московской академии
предпринимательства при Правительстве
Москвы, кандидат юридических наук;
Александр АРИНИН – директор Института
федерализма и гражданского общества,
доктор политических наук.
В ходе дискуссии состоялся
заинтересованный обмен мнениями, были
высказаны замечания и предложения,
дополняющие и развивающие инициативу
организаторов слушаний.
По итогам мероприятия были приняты Рекомендации,
в которых, в частности, говорится: “…Считать
необходимыми разработку и принятие
федерального закона, гарантирующего
реализацию права граждан Российской
Федерации на индивидуальные и
коллективные обращения в органы публичной
власти. Работа над законопроектом “Об
обращениях граждан” велась в течение
нескольких лет в Государственной Думе и
Совете Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации. К сожалению,
участники законотворческого процесса не
смогли прийти к общему мнению по спорным
положениям законопроекта. В результате
этого важный спектр общественных
отношений остается неурегулированным на
уровне федерального законодательства.
…Обратиться к федеральным органам
государственной власти, участвующим в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации в процедуре издания федеральных
законов, с предложением максимально
ускорить процесс разработки, рассмотрения
и принятия такого федерального закона.
Необходимо найти правовые решения,
соответствующие требованиям Конституции
Российской Федерации и учитывающие мнения
различных сторон, устранить искусственные
процедурные препятствия на пути принятия
данного законопроекта, определить
конкретные сроки его подготовки и
рассмотрения. (Полностью)
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Приоритет – одномандатникам.
Интервью с депутатом Государственной
Думы, заместителем председателя
депутатской группы “Регионы России”
Андреем Климовым
(Полностью)
В. Кривцов
Преодолеть выборный нигилизм
В феврале проблемы реформирования
российской избирательной системы,
законодательства о выборах вновь
оказались в центре общественного внимания.
Инициаторами нового раунда дебатов на
этот раз стали центристы, предложившие
внести поправки в Федеральный закон “Об
основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации”, которые
призваны, по их замыслу, обеспечить
повышение качества власти и гарантии прав
большинства населения. Свое мнение об этой
законодательной инициативе и ряде других
обсуждаемых сегодня проблем
избирательной реформы на страницах
журнала высказывают заместитель
председателя депутатской группы “Регионы
России” Андрей Климов и
руководитель дирекции юридической
экспертизы Независимого института
выборов Владимир Кривцов.
(Полностью)
ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАРТИЙ
В. Швейцер
Послесловие к закону
(Полностью)
После всех коллизий в ходе думских и
общественных дискуссий Федеральный закон
“О политических партиях” вступил в
силу. Казалось бы, здесь можно поставить
точку. Однако в политике подчас знаки
препинания расставляет сама жизнь. И тогда
вместо очевидной для законотворцев точки
возникает многоточие, а явно ожидаемый
восклицательный знак меняется на знак
вопроса. В данном случае содержательная
сторона измененного (и не только чисто
стилистически) президентского проекта
закона дает повод для сомнений в
правомерности тех или иных позиций
важного государственного документа. На
взгляд автора статьи – доктора
исторических наук Владимира Швейцера (Институт
сравнительной политологии РАН), многое в
Законе о партиях весьма проблематично не
только с точки зрения текущего
политического этапа становления
российской государственности, но и исходя
из особенностей динамики формирования
правовой основы жизни России XXI века.
ПАРТИЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
С. Попов
На новом витке
(Полностью)
Россия в своем историческом багаже
никогда не имела весомого опыта
функционирования демократических
институтов. В первую очередь, это касается
отечественной многопартийности. Поэтому
партийное строительство в последнюю
декаду ушедшего века нам пришлось
начинать с очень низкого старта. Пробежав
дистанцию длиной в десятилетие, мы по-прежнему
спрашиваем себя: каким путем идет
формирование партий и партийной системы в
Российской Федерации? Каков реальный
потенциал партий в современной политике и
каким он будет завтра? Обо всем этом
размышляет в своей статье член Совета
Федерации, член Генерального совета
политической партии “Единая Россия” Сергей
Попов.
СОЦИОЛОГИЯ
1991–2001. Плюсы и минусы реформ
Что думают россияне об итогах
десятилетия реформ, какие видят в них
плюсы и минусы? Как и в чем за последние
десять лет изменилось российское общество
и сами россияне? Что они относят к приметам
и необратимым чертам нового времени, а с
какими идеалами и ценностями прежней
жизни расставаться не собираются? Об этом
и многом другом можно узнать из
аналитического доклада “10 лет
российских реформ глазами россиян”,
подготовленного партнером Независимого
института выборов – Институтом
комплексных социальных исследований
Российской Академии наук в сотрудничестве
с Представительством Фонда имени Фридриха
Эберта в Российской Федерации.
В основу доклада положены результаты
общероссийского социологического
исследования “Новая Россия: десять лет
реформ”, проведенного ИКСИ РАН в ноябре
2001 года. По репрезентативной выборке во
всех территориально-экономических
районах страны, а также в Москве и Санкт-Петербурге
было опрошено 1750 респондентов от 18 лет и
старше, представляющих 11 социальных групп
населения. Исследование проводилось в 58
поселениях, пропорционально населению
мегаполисов, областных центров, районных
городов и сел.
Исследование и аналитический доклад
выполнены рабочей группой ИКСИ РАН в
составе: д.ф.н. М.К.Горшков, д.ф.н. А.Л.Андреев,
к.э.н. Л.Г.Бызов, к.соц.н. Н.М.Давыдова, д.ф.н. А.Г.Здравомыслов,
д.ф.н. Г.А.Ключарев, д.ф.н. М.П.Мчедлов, к.э.н. Е.И.Пахомова,
к.ф.н. В.В.Петухов, Н.Н.Седова, д.соц.н. Н.Е.Тихонова,
д.э.н. А.Ю.Чепуренко, к.ф.н. Ф.Э.Шереги.
Вниманию читателей предлагается первый
раздел доклада, повествующий о том, в чем
россияне видят плюсы и минусы реформ
прошедшего десятилетия. (Полностью)
В РЕГИОНАХ
Д. Левчик
Молчание ягнят?
Статья кандидата исторических наук Дмитрия
Левчика посвящена анализу
политических тенденций, проявившихся на
выборах в Мосгордуму в декабре 2001 года.
Итоги выборов рассматриваются в тесной
связи с градостроительной политикой
московской мэрии последних лет.
(Полностью)
Е. Бондарева
Помнить традиции
В статье аналитического обозревателя
радиокомпании “Голос России” Елены
Бондаревой рассматриваются итоги
выборов президентов и местных властей в
республиках Северного Кавказа – Адыгее,
Северной и Южной Осетии, Карачаево-Черкессии.
Особое внимание автор уделяет выборам в
Северной Осетии, которую справедливо
считает опорой России в северокавказском
регионе. Анализируя итоги выборов, Е.
Бондарева отмечает две закономерности: 1)
склонность населения к сохранению
политической стабильности за счет
продления полномочий действующего
президента (А.Дзасохов – в Северной
Осетии, В.Коков – в Карачаево-Черкессии),
если данная кандидатура может выстраивать
конструктивные отношения с центральной
властью; 2) выход на политическую сцену “олигархов”,
способных обеспечить победу на выборах за
счет солидного бюджета предвыборной
кампании и посулов избирателям, уставшим
от временщиков, которые используют
властные полномочия в первую очередь для
личного обогащения. (Полностью)
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Под этой рубрикой публикуются Определение
Верховного Суда РФ от 3 декабря 2001 г. (дело
№ 76-Г01-3 по заявлению В.Б.Батина о
назначении даты выборов главы
администрации Майкорского поселкового
Совета по кассационной жалобе главы
Юсьвинского района Коми-Пермяцкого
автономного округа на решение суда Коми-Пермяцкого
автономного округа от 17 октября 2001 г.,
которым требования В.Б.Батина были
удовлетворены) и комментарий к
нему (“Путаница вокруг права на
самоуправление”) руководителя дирекции
научно-исследовательских программ
Независимого института выборов, кандидата
юридических наук Алексея Сергеева
(Полностью)
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
А. Смирнов
Под пятой самовластья
Публикуется окончание статьи Анатолия
Смирнова (Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве РФ), в которой
рассказывается об истории взлета и
падения Земских Соборов на Руси. (Полностью)