Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

 Юрий Григорьевич КОРГУНЮК
главный редактор "Партинформа"

1. Как Федеральный закон "О политических партиях" повлиял на партийное строительство в период подготовки к парламентским выборам (2001-2003 гг.)? 

Практически никак, если не считать лишней бюрократической возни, связанной с перерегистрацией.

2. Как Федеральный закон "О политических партиях" повлиял на количество партий и блоков, принявших участие в парламентских выборах 2003 г.? 

Тоже практически никак. Их было почти столько же, сколько и в 1999 г. – 23 против 26.

3. Сыграли ли Федеральный закон "О политических партиях" и новеллы избирательного законодательства какую-либо роль в поражении правых партий и успехе блока "Родина"?

Не вижу никакой связи.

4. Каковы плюсы и минусы участия в выборах большого количества партийных списков?

Плюсы: есть из кого выбрать. Минусы: для избирателей – глаза разбегаются, не понятно кто есть кто; для избиркомов – прибавляется работы.

5. Каковы причины образования и самостоятельного участия в выборах партий, не имеющих шансов на успех? 

Человеческое тщеславие – заурядное, но неискоренимое.

6. Количество партий будет в ближайшей перспективе сокращаться или увеличиваться? 

Крупных партий всегда будет немного, карликовых – море разливанное. Но у неспециалиста будет складываться впечатление, что их число сокращается.

7. Можно ли считать, что парламентские выборы 2003 г. закрепляют "четырехпартийную систему"? 

Скорее беспартийную, да и не закрепляют, а ненадолго фиксируют.

8. Есть ли перспектива появления новых партий, имеющих шанс занять достойное место в партийной системе? 

Конечно, есть. Особенно если учесть, что на текущий момент таковых нет вообще.

9. Какие принципиальные изменения в Федеральном законе "О политических партиях" и избирательном законодательстве способны повлиять на процессы партийного строительства и формирование гражданского общества?

Я бы убрал препятствия на пути создания избирательных блоков, в том числе по части допуска к выборам общественных организаций. Как показал российский опыт, блок – едва ли не самая перспективная в наших условиях форма партстроительства. Когда блоки только создаются, в них кипит жизнь, они прислушиваются к обществу; когда блоки превращаются в партии, они закостеневают, отрываются от корней, начинают жить в мире собственных иллюзий. Думаю, что это не только российская тенденция. Та же самая ситуация и во многих странах Европы (Италия, Франция, отчасти и Германия).

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru