РЕФОРМА ВЛАСТИ
Местное самоуправление: канун
перемен?
В июле-августе Совет Федерации провел в
ряде регионов совещания с общей повесткой
“О состоянии и перспективах
законодательного обеспечения развития
местного самоуправления в свете Послания
Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию на 2002 год”. Речь
во многом шла о намечаемой реформе
местного самоуправления, общую концепцию
которой подготовила Комиссия по
разграничению полномочий различных
уровней власти, возглавляемая
заместителем руководителя Администрации
Президента РФ Дмитрием Козаком. В
совещаниях приняли участие Дмитрий Козак,
председатель комитета Совета Федерации по
вопросам местного самоуправления Рафгат
Алтынбаев, председатель комитета
Государственной Думы по вопросам местного
самоуправления Владимир Мокрый,
председатель Конгресса муниципальных
образований России Олег Сысуев,
руководители законодательных и
исполнительных органов государственной
власти ряда субъектов Федерации, главы
муниципальных образований, руководители
представительных органов местного
самоуправления. В журнале публикуются
выступления некоторых участников
совещаний в Екатеринбурге и Липецке по
сокращенной стенограмме.
(полностью)
М. Краснов
Федерализм или “демократический
централизм”?
Статья вице-президента общественного
Фонда ИНДЕМ, доктора юридических наук
Михаила Краснова открывает дискуссию
по проекту новой редакции
Федерального закона “Об общих
принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации”.
(полностью)
ОБРАЗ ПРАВЛЕНИЯ
13 сентября в помещении Независимого
института выборов состоялось заседание
“круглого стола” экспертов. На
обсуждение был вынесен проект
федерального закона “О гарантиях
предоставления информации о деятельности
и решениях государственных органов,
органов местного самоуправления”,
подготовленный специалистами
Независимого института выборов и
Института федерализма и гражданского
общества. Вел заседание председатель
Совета директоров Независимого института
выборов, Заслуженный юрист Российской
Федерации, доктор юридических наук Александр
Иванченко. В заседании приняли участие: Александр
Аринин – директор Института
федерализма и гражданского общества,
доктор политических наук; Владимир
Кривцов – руководитель Дирекции
юридической экспертизы Независимого
института выборов; Алексей Сергеев –
руководитель Дирекции научно-исследовательских
программ Независимого института выборов,
кандидат юридических наук; Виктор
Монахов – директор проекта “Правовой
аудит” АНО “Интерньюс-Россия”,
кандидат юридических наук, профессор; Наталья
Белошицкая – главный специалист
отдела государственной службы Управления
государственной и муниципальной службы
Администрации Московской области; Игорь
Иванов – начальник административно-правового
управления Московского регионального
центра – филиала ФГУП “РТРС”; Михаил
Краснов – вице-президент Фонда ИНДЕМ,
доктор юридических наук; Алексей
Павлушкин – старший научный
сотрудник Института законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации,
кандидат юридических наук; Елена
Панфилова – генеральный директор
Российского отделения Международной
организации Центр антикоррупционных
исследований и инициатив “ТИР”; Субхи
Шихлинский – начальник отдела по
связям с общественными организациями и
религиозными объединениями Департамента
по связям с Федеральным Собранием,
общественными организациями и
религиозными объединениями Правительства
РФ; Николай Лободюк – заведующий
отделом по делам печати и информации
Администрации Московской области. В
журнале публикуются выступления всех
участников дискуссии.
(полностью)
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
А. Любарев
Задачки для региональных депутатов
(полностью)
В связи с принятием нового Федерального
закона “Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации”
региональным законодателям предстоит в
ближайшее время внести изменения в свои
законы о выборах и референдумах, в
частности, касающиеся избрания
региональных парламентов по партийным
спискам. Как считает автор статьи Аркадий
Любарев (Межрегиональное объединение
избирателей), это будет непростая задача,
поскольку в новом законе сохранились и
отчасти усилились недостатки старого, а
именно – бессистемность и внутренняя
противоречивость.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАРТИЙ
Зарегистрировать или отказать?
(полностью)
Прошел год после вступления в силу
Федерального закона “О политических
партиях”. Как применяются его нормы? С
какими проблемами сталкиваются на
практике политические партии и
регистрирующие органы? Кому из
претендентов на официальный статус
политической партии было отказано и по
каким основаниям? Об этом – в интервью
первого заместителя руководителя
Департамента по делам общественных и
религиозных объединений Министерства
юстиции Российской Федерации Алексея
Жафярова.
В. Лепехин
В тисках правовых коллизий
(полностью)
В статье консультанта Комитета
Государственной Думы по делам
общественных объединений и религиозных
организаций, руководитель Рабочей группы
Госдумы по подготовке проекта
Федерального закона “О политических
партиях” Владимира Лепехина
речь идет о правовых коллизиях,
возникающих в ходе применения
Федерального закона “О политических
партиях”, и о предложениях Комитета
Госдумы по делам общественных объединений
и религиозных организаций по внесению
изменений и дополнений в этот закон.
В РЕГИОНАХ
С. Чесноков
“Голь на выдумки хитра”
В статье журналиста Сергея Чеснокова
(Чебоксары) анализируются особенности
кампании по выборам Госсовета Чувашской
республики.
(полностью)
ДАЛЕКОЕ – БЛИЗКОЕ
“Согласно указанию…”
Под этой рубрикой, посвященной истории
выборов, до сих пор публиковались статьи
об относительно далеком прошлом. Однако
новейшая история России содержит
богатейший и интереснейший материал,
который либо забыт, либо по разным
причинам многим неизвестен. Между тем
знакомство с ним позволяет лучше
осмыслить нынешнюю избирательную
практику, понять истоки демократических
реформ, проведенных в последнее
десятилетие. В этом и ближайших номерах
журнала будут помещены документы из
архива Центральной избирательной
комиссии Союза ССР, работавшей в 80–90-х
годах ушедшего века. Архив содержит не
только материалы, имеющие отношение к
деятельности самой ЦИК СССР, но и
документы ЦК КПСС, стенограммы различных
совещаний, проекты обновления советской
избирательной системы, разрабатывавшиеся
в те годы, и др. В этом номере публикуется
Инструкция ЦК КПСС “Об
организационной и массово-политической
работе партийных организаций в связи с
выборами в Верховный Совет СССР
одиннадцатого созыва”, которые
состоялись в марте 1984 года. Это были
последние, “классические” для
советской эпохи, выборы депутатов высшего
органа государственной власти,
проходившие по эгидой “руководящей и
направляющей силы советского общества”.
Читая инструкцию, еще раз убеждаешься,
сколь всеобъемлюще было влияние
партийного аппарата на политическую жизнь
страны. Это яркая иллюстрация форм и
методов работы партийных организаций,
направленной на создание респектабельной
“демократической” декорации
диктатуры Компартии. Она полностью
укладывается в так называемую концепцию
регулируемого состава представительных
органов социалистического государства и
ясно показывает решающую роль в этом
регулировании партийных комитетов – от
ЦК КПСС до “первичек” на
предприятиях, в учреждениях и
организациях. По традиции инструкции ЦК
КПСС к выборам органов государственной
власти не публиковались в открытой печати.
Не стала исключением и эта инструкция. Тем
интереснее прочитать ее сегодня.
(полностью)
ЕВРОПЕЙСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Ю. Рубинский
(полностью)
Новые правила игры?
Статья руководителя центра французских
исследований Института Европы РАН Юрия
Рубинского посвящена избирательной
системе и политическим партиям Франции. В
центре внимания автора – прошедшие
избирательные кампании по выборам
президента и в нижнюю палату французского
парламента, расстановка сил на правом и
левом флангах, а также проблемы
реформирования избирательного
законодательства и политический прогноз
на ближайшую перспективу.