ОН УВАЖАТЬ СЕБЯ ЗАСТАВИЛ
Советская Россия,N 064,17.6.2003,с.2
Конституционный суд поставил точку в судьбе референдума
11 июня Конституционный суд РФ огласил свое постановление
по делу о проверке конституционности Федерального
конституционного закона "О внесении изменения
и дополнения в Федеральный конституционный закон
"О референдуме Российской Федерации".
И признал его соответствующим Конституции РФ. Группе
депутатов, оспаривающих конституционность данного
закона, в их иске отказано. Напомним еще раз, что
данный закон существенно ограничивает временной
период, в течение которого может состояться референдум,
а непосредственным поводом к его принятию было стремление
во что бы то ни стало запретить инициированный коммунистами
референдум по четырем жизненно важным вопросам.
Постановления Конституционного суда - документы
серьезные. В конце каждого из них говорится: "настоящее
постановление окончательно, не подлежит обжалованию,
вступает в силу немедленно после провозглашения,
действует непосредственно и не требует подтверждения
другими органами и должностными лицами". Отсюда
следует, что отменить такое постановление может
только многонациональный российский народ, которому
согласно конституции принадлежит вся полнота власти.
А как отменить? Если действовать в рамках конституции,
то только путем референдума. Но признанный конституционным
закон как раз и ограничивает возможности народа
воспользоваться референдумом как формой непосредственной
демократии. "Вот такая получается загогулина",
как изящно выразился однажды Ельцин. Поэтому, если
вдруг Конституционный суд на клетке слона напишет
"буйвол", то народу придется внимательно
ловить краткие моменты, в течение которых ему отныне
дозволено опровергать подобные утверждения голосованием,
а не оружием.
Нам возразят, что Конституционный суд никогда не
напишет подобной несуразицы. Сознательно, конечно,
не напишет! А если по ошибке? Ведь errare humanum
est - человеку свойственно ошибаться, и полностью
отметать такую возможность нельзя. И да не заподозрят
нас за это в неуважении к суду. Постановления Конституционного
суда положено уважать. Так мы поступали всегда и
будем поступать впредь. Но хочется все-таки, чтобы
эти постановления вызывали к себе уважение не только
гербовой печатью в конце, но и неотразимой логикой,
убедительностью и весомостью аргументов. И очень
не хочется, чтобы кто-либо заставлял нас уважать
себя из-под палки.
ТЕПЕРЬ о сути принятого судом решения. Инициаторы
поправок исходили из того, что референдум и выборы
мешают друг другу. Мешают настолько, что проводить
их меньше чем через год друг после друга никак невозможно.
Суд согласился с этой мотивировкой и определил,
что "одновременное проведение выборов и референдума
в силу объективных обстоятельств может воспрепятствовать
адекватному волеизъявлению граждан и привести к
снижению эффективности и той и другой формы непосредственного
народовластия". Тем самым он косвенно и задним
числом признал, что ельцинский "всенародный
опрос" по ныне действующей конституции, проведенный
одновременно с выборами Думы и Совета Федерации
12 декабря 1993 года, препятствовал адекватному
волеизъявлению граждан и привел к снижению эффективности
народовластия. Но это так, к слову.
Гораздо существеннее, что Конституционный суд записал
в своем постановлении о том, что он выявил "конституционно-правовой
смысл" положений проверяемого закона. Иными
словами, он разъяснил законодателям то, о чем они
сами, принимая закон, возможно, не подозревали.
Этот смысл заключается в том, что "период,
в течение которого граждане могут выступать с инициативой
о проведении референдума Российской Федерации и
непосредственно участвовать в нем, должен во всяком
случае составлять не менее двух лет, с тем чтобы
в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспечивалась
возможность проведения не менее двух референдумов".
И далее записано очень жестко: выявленный судом
конституционно-правовой смысл положений этого закона
"является общеобязательным и исключает любое
иное их истолкование".
Комментируя данный тезис в эфире радиостанции "Эхо
Москвы", судья-докладчик по этому делу С. Казанцев
объяснил: "Мы не можем детально регламентировать
все и не хотим подменять законодателя. Но вот у
вас есть четырехлетний избирательный цикл. И сейчас
есть два высших избираемых органа: президент и парламент
- Дума. И исходя из этого, вы не имеете права более
двух лет запрещать референдум. Два года, пожалуйста,
на выборы, год - на Думу, год - на президента. Но
будут дополнительные, делайте что-то, либо уменьшайте
сроки, когда запрещен референдум, либо иным образом
решайте этот вопрос, но в любом случае не должно
из четырех лет быть вычеркнуто более чем два года
на проведение референдума. А как это будет сделано
- уже проблема законодателя, которую, я думаю, он
должен решить. Мы прямо не предписали ему изменить
в связи с этим законодательство, но из нашего решения
вытекает, что такие изменения необходимы и желательны".
Хорошенько запомним эти слова: меньше двух лет на
референдум - меняй законодательство! Ну что же,
два года - так два года, ничего не поделаешь - закон
суров, но он закон. Не будем спорить, а лучше посмотрим,
действительно ли эти два года имеются в распоряжении
общества. Конституционный суд убежден, что имеются,
и записал в постановлении, что во всех возможных
случаях, предусмотренных законодательством о выборах
президента и депутатов Госдумы, "срок, в течение
которого референдум может быть инициирован и проведен,
будет составлять более двух лет".
Проверим, насколько верен этот тезис. Думаю, мы
имеем на это право, поскольку речь идет здесь не
о юриспруденции, а об арифметике.
Депутаты, оспаривавшие поправки, жаловались на то,
что времени для проведения референдума почти не
остается. Конституционный суд подошел к этой проблеме
несколько иначе, а именно: объединил два разных
отрезка времени - период, когда референдум может
быть проведен, с периодом, когда его можно инициировать.
Не станем подвергать сомнению такое толкование права
граждан на референдум - раз суд решил, значит, так
надо. Но все равно, хотя срок и увеличился благодаря
такому объединению в два раза, двух лет никак не
получается.
Посчитаем. Закон о референдуме устанавливает четкие
сроки, требуемые для его подготовки:
- 15 дней Центризбиркому на регистрацию инициативной
группы;
- три месяца инициативной группе на сбор и представление
подписей (кроме того, избирательная комиссия может
добавить еще 15 дней для правильного оформления
документов);
- 15 дней региональными избиркомами на проверку
подписей и документов и направление их в Центризбирком;
- 15 дней Центризбиркому на проверку подписей и
документов и направление их президенту;
- 10 дней президенту на направление документов и
запроса в Конституционный суд;
- один месяц Конституционному суду на проверку документов
и направление президенту своего решения;
- 15 дней президенту на издание Указа о назначении
референдума;
- от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа
до дня проведения референдума.
Суммируя все эти сроки и считая, что в месяце 30
дней, получаем, что со дня регистрации инициативной
группы до дня голосования граждан на референдуме
должно пройти от 7 месяцев и 25 дней минимум до
9 месяцев и 10 дней максимум.
Возьмем самый оптимистичный округленный срок в 8
месяцев и приложим его к отнюдь не невозможному
случаю, когда выборы президента и Госдумы разделены
интервалом в два года. В этом случае между последним
годом полномочий президента и последним годом полномочий
Госдумы умещается один год, в течение которого можно
инициировать и проводить референдум. Всего таких
годов в избирательном цикле получается два. Один
из них изображен на диаграмме.
Таким образом, в течение этого года можно как инициировать,
так и провести рефередум, однако сумма обоих периодов
меньше года - 8 месяцев, а во всем избирательном
цикле - 16.
НА ЭТИ расчеты можно возразить (и здесь из области
арифметики мы возвращаемся в область юриспруденции),
что длительность подготовительного периода меньше
восьми месяцев, поскольку моментом инициирования
референдума является не момент регистрации инициативной
группы, а момент сдачи ею листов с двумя миллионами
подписей и прочих сопроводительных документов в
избирательную комиссию. В этом случае упомянутый
срок между днем инициативы и днем голосования уменьшается
на три месяца и становится равным приблизительно
пяти месяцам. И тогда действительно получается,
что на всем протяжении всего рассматриваемого гипотетического
года граждане могут либо инициировать референдум,
либо участвовать в нем.
Мы полагаем, что Конституционный суд руководствовался
здесь именно этими юридическими соображениями, хотя
и не дал на этот счет специальных разъяснений. Но
тогда выходит, что суд не учел одного немаловажного
обстоятельства. Дело в том, что первому месяцу изображенного
на диаграмме предшествуют минимум четыре месяца
избирательной кампании по выборам либо президента,
либо депутатов Госдумы. А может быть, даже больше,
поскольку из весьма сбивчивых объяснений представителя
Центризбиркома на слушаниях по данному делу следует,
что избирательные кампании считаются законченными
не менее чем через месяц после дня голосования,
вместе со сдачей последнего финансового отчета.
Вопрос: можно ли в период избирательной кампании
создавать инициативную группу и собирать подписи?
Так вот, и по букве, и по духу новой редакции Федерального
конституционного закона о референдуме выборы и референдум
не должны совпадать по времени. Стало быть, не должны
совпадать и их агитационные периоды. А чтобы выяснить,
будут ли они совпадать в рассматриваемом нами случае,
необходимо выяснить, что является агитационным периодом
референдума. Заглянем в действующее законодательство.
Статья 49 закона об основных гарантиях избирательных
прав и права на референдум гласит: "Агитационный
период начинается со дня выдвижения кандидата, списка
кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению
референдума (выделено мной. - А.Ф.) и создания соответствующего
избирательного фонда, фонда референдума".
В силу указанных обстоятельств восьмимесячный подготовительный
период референдума представляется гораздо более
вероятным, чем пятимесячный. Ведь из процитированной
статьи закона почти со стопроцентной вероятностью
вытекает, что Центральная избирательная комиссия,
ссылаясь на нее, откажет в регистрации любой инициативной
группе в период избирательной кампании, то есть
за 4-5 месяцев до первого условного месяца нашей
диаграммы. Чтобы это проверить, можно попробовать
зарегистрировать инициативную группу в самый разгар
президентской избирательной кампании - в январе
будущего года - с тем, чтобы сдать подписные листы
в апреле, сразу после второго тура президентских
выборов. Интересно, что скажет уважаемый председатель
ЦИК А. Вешняков?
В том-то все и дело, что сказать он сможет все,
что ему угодно. Таков уж новый закон, только что
признанный не противоречащим конституции.
Согласно регламенту Госдумы, существует так называемое
третье чтение любого закона, проводимое после лингвистической
экспертизы текста, призванной устранить из него
орфографические ошибки и всякого рода двусмысленности.
Поправки к закону о референдуме также голосовались
в третьем чтении. То есть правоприменитель вправе
надеяться, что двусмысленностей в тексте закона
нет. Так ли это? Давайте вчитаемся в следующий текст:
"Субъекты, упомянутые в пункте 1 части первой
настоящей статьи, не могут выступать с инициативой
о проведении референдума Российской Федерации в
период избирательной кампании, проводимой одновременно
на всей территории Российской Федерации". Что
здесь имеется в виду, кто здесь не может чего делать?
Правила русского синтаксиса допускают два абсолютно
равноправных толкования данной фразы:
1. Некие субъекты не могут выступать с инициативой
о проведении референдума в некий период.
2. Некие субъекты не могут выступать с инициативой
о проведении референдума в некий период.
Так чего же, в конце концов, нельзя делать в некий
период: выступать или проводить? Текст закона не
дает ответа на этот вопрос, что лишний раз свидетельствует
о том, что не только иные депутаты Думы, но и "лингвисты"
из думского аппарата даром жуют народный хлеб. Заявители,
обратившиеся в Конституционный суд, надеялись, что
суд даст толкование этой загадочной фразы. Но надежды
не оправдались. Похоже, суд просто не заметил двусмысленности
текста, которую он признал не противоречащим конституции.
Но раз двусмысленность признана конституционной,
это значит, что и впредь любой госчиновник остается
в полном праве обращаться с законом, как с дышлом
- куда повернешь, туда и вышло.
ТАК ОБСТОЯТ дела с содержанием закона. Но заявители
оспаривали его конституционность и по порядку принятия.
В этой части Конституционный суд дело рассматривать
отказался и постановил, что "проверка конституционности
закона по порядку принятия фактически означала бы
и проверку нормы регламента Госдумы, разрешающей
одним депутатам голосовать за других по доверенности,
соответственно, предрешала бы оценку других законов,
принятых в таком же порядке. Таким образом, запрос
в этой части не может быть признан допустимым, а
производство по делу подлежит прекращению".
Здесь опять-таки налицо явное недоразумение. Суд
ошибочно приписал заявителям то, чего они не заявляли.
Заявители вовсе не оспаривали упомянутой нормы регламента.
Они говорили о нарушении как раз этой нормы - не
о доверенностях самих по себе, а о путанице и неразберихе
с доверенностями при голосовании именно данного
закона. На этот счет суду был представлен целый
ряд документов. Однако рассматривать их и заслушивать
свидетелей суд отказался.
Наконец, заявители спрашивали, почему законопроект,
уже признанный отклоненным и снятым с повестки,
был как ни в чем не бывало вновь проголосован без
включения его в повестку дня. Этот вопрос также
остался без ответа. И вообще заявители не получили
от Конституционного суда ответа на половину вопросов,
изложенных в заявлении или публично оглашенных в
зале судебных заседаний.Изложить их в рамках статьи
совершенно невозможно.
Стало ли все происшедшее в Конституционном суде
какой-то неожиданностью? Нет, не стало.
Еще древнегреческий софист Фрасимах из Халкедона
определил справедливость, как выгоду сильнейшего.
В пересказе Платона (в знаменитом и изучаемом на
всех юрфаках диалоге "Государство") этот
мыслитель, отличавшийся, по свидетельству современников,
ясным, тонким и находчивым умом, говорил так: "Всякая
власть устанавливает законы в свою пользу. Установив
законы, объявляют их справедливыми для подвластных
- это и есть как раз то, что полезно властям, а
преступающего их карают как нарушителя законов и
справедливости. Так вот я говорю, почтеннейший Сократ:
во всех государствах справедливостью считается одно
и то же, а именно то, что пригодно существующей
власти. А ведь она - сила, вот и выходит, если кто
правильно рассуждает, что справедливость -везде
одно и то же: то, что пригодно для сильнейшего".
В учебниках права Фрасимаха не ставят в пример студентам,
но в реальной практике суды с незапамятных времен
нередко следуют его заветам. Поэтому тем, кто находится
"в своем праве", никакой суд, по сути,
не нужен. Характерный тому пример: когда Госдума
решала, кого из депутатов направить в Конституционный
суд для защиты данного закона, фракция СПС отказалась
выдвигать своего представителя, поскольку решение
суда, как сказал депутат этой фракции Б. Надеждин,
и так уже предопределено в администрации президента.
Вот достойные ученики Фрасимаха!
И все же в суд нужно было идти. Хотя бы для того,
чтобы народу стало более понятным, кто и как определяет
и регулирует его "неотъемлемые" права.
БАРЬЕР-БУМЕРАНГ
Московские новости,N 023,17.6.2003,с.9
Запрет на референдумы в преддверии выборов вполне
может ударить по тем, кто инициировал это политическое
решение
То, что Конституционный суд (КС) признает законным
запрет на проведение референдумов во время общероссийских
избирательных кампаний, а также в последний год
полномочий президента или парламента, предсказывали
многие.
Что же, КС действительно отклонил требование 117
депутатов Госдумы о признании запрета, установленного
в сентябре 2002 года, неконституционным. Но вряд
ли это решение вызвано ангажированностью суда. Просто
юридическая сторона "дела о референдуме"
предполагает практически любые трактовки, поскольку
Конституция ничего не говорит о сроках проведения
референдумов. Значит, какой порядок законом "О
референдуме РФ" будет установлен - так тому
и быть.
Сказанное не означает, что решение о введении запрета
на предвыборные референдумы - по сути, "изымающего"
из стандартного 4-летнего избирательного цикла около
двух лет, - является безусловно верным. Просто вопрос
о сроках проведения референдума является не юридическим,
а политическим. Следовательно, и обсуждаться он
должен только в политической, а вовсе не в правовой
плоскости.
Известно, что это обсуждение имело место в обеих
палатах парламента - когда в Госдуме и в Совете
Федерации принимали соответствующие поправки к конституционному
закону "О референдуме РФ". Тогда сторонники
запрета говорили, что нельзя смешивать "в одном
флаконе" сразу две формы народовластия -выборы
и референдум. И еще - о том, что инициаторы референдума,
затеянного во время выборов или незадолго до них,
получают преимущества в своей предвыборной агитации.
Особенно если они, инициаторы, обращаются к народу
с вопросом типа: "Желаете ли вы одновременного
роста зарплаты и снижения цен?".
Впрочем, при всей логичности этой позиции, которую
в итоге поддержал КС, нельзя не отметить одного
обстоятельства. Когда указанные поправки обсуждались,
никто не скрывал, что их принятие имеет целью вовсе
не обеспечение равных условий для абстрактных участников
будущих выборов. Оно имело целью не дать КПРФ провести
совершенно конкретный референдум с уже известными
вопросами, сформулированными так, что почти любой
нормальный человек ответил бы на них положительно.
И это, без сомнения, обеспечило бы коммунистам дополнительные
"очки" на парламентских выборах 2003 года.
Что же, поставленную задачу -возвести законодательный
барьер на пути у "левых" - "центристы"
и "правые" успешно решили. Но политический
"бумеранг", будучи запущен, имеет обыкновение
возвращаться.
Не исключено, что через какое-то время кому-либо
из тех, кто поддержал упомянутый запрет на проведение
референдумов, понадобится самим инициировать референдум,
обратившись к народу со своими вопросами. И как
бы им не оказаться перед непреодолимым барьером,
который они сами же в свое время и возвели перед
своими политическими противниками.
"СЕБЕ БЫ Я ДВЕРЬ НЕ ОТКРЫЛ"
Московские новости,N 023,17.6.2003,с.8
Скупщик голосов на выборах - профессия не хуже других.
По крайней мере, так считает собеседник владивостокского
корреспондента "МН", занимающийся именно
этим делом
На минувшей неделе были официально подведены итоги
выборов в Думу города Владивостока. Поддержанные
экс-мэром города Виктором Черепковым кандидаты победили
в 14 из 25 избирательных округов. Однако подлинной
сенсацией выборов стала не победа сторонников Черепкова,
а повальный и неведомый прежде для Приморья подкуп
избирателей. Еще в самом начале избирательной кампании
многие во Владивостоке поняли, что купить голоса
намного легче, чем агитировать в разрешенном законом
формате или пускать в ход черный пиар.
Главными действующими лицами минувших выборов стали
не политики и политтехнологи, а многочисленные ходоки,
от двери к двери предлагавшие людям расстаться со
своим голосом за умеренную плату. Корреспонденту
"МН" удалось встретиться с одним из них
прямо накануне голосования.
Зовут его Сергей СОБОЛЕВ, и разглашать свое подлинное
имя он не боится. Сергей считает, что его бизнес,
несмотря на дурную репутацию, ничем не хуже работы
агентств, заключающих с пенсионерами договоры пожизненного
найма жилья.
- Сергей, сколько стоил голос среднестатистического
жителя Владивостока на минувших выборах в городскую
Думу?
-От 50 до 300 рублей. Разброс очень велик, поскольку
есть много способов скупать голоса избирателей.
Самый действенный - это досрочное голосование. Если
уговоришь человека пойти на участок досрочно, то
получаешь почти стопроцентную возможность проконтролировать
его выбор. Хотя назвать этот метод универсальным
нельзя: желающих поучаствовать в "досрочке"
не так уж и много. Есть небольшая категория людей,
с которыми легко работать, -безработные, алкоголики,
"бичи" со штампом в паспорте. Они - на
вес золота. Именно с них мы всегда начинаем работу.
С остальными все намного сложнее. Лишь единицы согласны
напрямую продать свой голос. В большинстве случаев
"лобовая атака" не проходит. Нужно применять
различные ухищрения. На самом деле тут важен правильный
эмоциональный настрой. Вначале необходимо привлечь
внимание: лучше это делать продуктами либо спиртным.
А вот предлагать сразу деньги нельзя.
- Почему?
- У каждого человека, даже если он живет на нищенскую
пенсию, есть совесть. Иногда деньги могут разбудить
ее раньше времени.
Достаточно популярен еще один способ - подписание
так называемых договоров об агитации. Платишь человеку
определенную сумму, а он агитирует за нужного кандидата
"в любой доступной форме". При этом лучше
всего использовать систему бонусов - допустим, 50
рублей выдавать сразу за "работу", а еще
100 рублей в качестве премии, после победы нашего
кандидата.
- Что еще есть в вашем арсенале?
- Есть категория способов, которые я называю "превентивные":
с электоратом работают прямо в день выборов. Самый
популярный из них называется "мужик в кустах".
Все просто. Достаем один бюллетень, ставим галочку
напротив нужного кандидата и ждем - не в кустах,
конечно, а в машине, метрах в ста от участка. Когда
появляется потенциальный избиратель, ему делают
заманчивое предложение: кинуть в урну отмеченный
бюллетень и принести обратно чистый. Несколько лет
назад этот способ был весьма популярен. Сейчас от
него постепенно уходят. Решать свои проблемы в день
выборов, когда все только и ждут подкупа, неэффективно.
- Что для вас самое главное в вашем ремесле?
- Во-первых, материально-техническое обеспечение
и связи в домоуправлении. А во-вторых, в этом деле
нужно быть хорошим психологом. Купить голоса можно
разными способами, и заплатить за них разные деньги.
Все зависит от каждого конкретного человека. Нужно
чувствовать, кому, сколько и в какой форме предложить,
чтобы не переплатить. От этого в конце концов зависит
наш доход.
"Себестоимость" голоса, как я уже сказал,
может составлять от 50 до 300 рублей. Больше давать
уже не выгодно. При этом заказчикам, как правило,
все равно, во сколько обходится голос. Они нам платят
от 300 до 400 рублей, а дальше - сколько успел,
столько и взял.
- Как же клиенты узнают, что этот голос в копилку
дали именно вы?
- С досрочным голосованием, думаю, все понятно -
сколько привел, столько и получил. Это легко проверить
и легко доказать. То же самое и с заключением договоров
об агитации. Приносишь вторые копии - тебя тут же
рассчитывают. Если даем простую взятку, а голосование
не досрочное, то в качестве гарантий требуем расписку
с паспортными данными. Их-то и предоставляем.
Признаюсь, самый неприятный вариант - это последующий
контроль со стороны клиента. То есть когда распределяются
избирательные участки, а затем сличаются итоги выборов.
Но с такими клиентами я лично стараюсь не работать.
Могут кинуть. Особенно если клиент проиграл.
- Если человек продал свой голос один раз, то вполне
логично предположить, что он сделает это и во второй.
Как строится ваша работа с конкурентами?
- Конкуренты - это проблема клиента. Мы "уголовщиной"
не занимаемся.
- Значит, "уголовщина" занимается вами?
- Не без этого. К примеру, если попытаться подвезти
голосующих в день выборов, то машину наверняка блокируют
представители других кандидатов. При этом нарваться
действительно можно по-крупному: были во Владивостоке
и выбитые зубы, и сломанные руки, и даже легкие
огнестрельные ранения. Милиция в этом плане - наш
друг. Даже если поймают, то продержат несколько
часов, а потом с ними всегда можно договориться.
За подкуп избирателей во Владивостоке, по-моему,
так никого и не посадили. Хотя ловят регулярно.
- Запрет законодательства на покупку и продажу голосов
вас не останавливает. Как насчет моральной стороны
вопроса?
- Я не самый большой моралист, но черное от белого
отличить смогу. С точки зрения закона платить за
голоса действительно нельзя. Однако никаких моральных
ограничений я тут не вижу. Мы же никого насильно
не заставляем голосовать, никого не шантажируем.
Просто предлагаем не самую низкую плату за то, что
в нынешних условиях вряд ли может оказаться полезным
для человека.
Всем же понятно, что у нас извращена сама суть выборов.
Люди во власть идут с одной целью - решить свои
собственные проблемы. Даже тот же Черепков, за которого
я сам голосовал несколько раз, отстаивает свои собственные
интересы. Конечно, подчас они пересекаются с интересами
большинства. Однако кому реально он смог помочь
за последние годы? Максимум одному проценту своих
избирателей.
Выборы не могут изменить жизнь к лучшему. Все это
понимают. И чем больше я "общаюсь" с избирателями,
тем сильнее убеждаюсь, что у нас голосуют не "за",
а "против" кого-нибудь. Просто хотят усложнить
жизнь, допустим, губернатору Дарькину. А получить
реальную выгоду от выборов можно лишь одним способом:
продать свой голос. За деньги, консервы или водку
- это не столь важно. Главное - в том, что человек
получает от выборов нечто реальное и не чувствует
себя дураком, теряя свой голос.
- Физического насилия и милиции вы не боитесь, морального
дискомфорта тоже не испытываете. Так в чем же главная
проблема вашей работы?
- Наверное, в страхе. Сейчас люди никому не верят.
Многие не хотят элементарно открыть дверь и выслушать
наше предложение. Понять их, конечно, можно. Я бы
и сам себе дверь не открыл.
РОССИЯ - РОДИНА КЛОНОВ
Московский комсомолец,N 127,17.6.2003,с.3
Все наши партии кормятся из одного корыта
Старая площадь. Приемная одного из высших чинов
президентской администрации. На проводе шеф пропутинского
движения "Идущие вместе" Василий Якеменко.
"У нас сегодня митинг. Надо снять!" -
слышит молоденькая секретарша. Через некоторое время
она докладывает боссу: "Звонил Якеменко. Просил
убрать его митинг!" - "Как убрать?!"
- изумляется начальник. Но секретарша настаивает.
В этот день "путинюгенд" так и не дождался
вожделенных телеоператоров. Вместо этого их митинг
был разогнан милицией. Несмотря на обилие подобных
веселых историй, парламентскую предвыборную кампанию-2003
можно назвать самой скучной в истории современной
России. На выборах 1995 года на кону стоял вопрос
о судьбе президентства Ельцина. Во время выборов-1999
- в отчаянной схватке сошлись старая ельцинская
семья и клан Лужкова-Примакова. А на выборах 2003
года, как уже писал "МК", интрига полностью
отсутствует. В результате, по последним опросам,
сейчас на участки собираются прийти только 48% россиян.
Правда, первое место по популярности упорно удерживает
КПРФ. Рейтинг красных как на дрожжах растет даже
в сытой Москве. А на третьем месте прочно обосновалась
ЛДПР. И именно это обстоятельство и может привести
к появлению на выборах лихо закрученной интриги.
Нынешний предвыборный расклад абсолютно не устраивает
путинскую администрацию, а стало быть, впереди нас
ждет немало интересного. Так или иначе, но предвыборные
штабы основных партий уже работают на полных оборотах.
Спс: Кох в театре теней
"А вы член партии?" - спросили у Альфреда
Коха во время процедуры его утверждения руководителем
избирательного штаба СПС. "Нет, я не член.
Я ее спонсор!" - гордо ответил Альфред Рейнгольдович.
Особняк избирательного штаба СПС на Адроньевской
улице имеет довольно пикантную историю. При царе
здесь была старообрядческая церковь, которую так
и не успели освятить. А в советское время здесь
размещался театр теней. Неудивительно, что в здании
постоянно происходят странные вещи.
До недавнего времени в штабе правых царил настоящий
матриархат. Всеми делами заправляла бывшая правая
рука знаменитого политолога Павловского Марина Литвинович.
Эта молодая (ей еще нет тридцати) красавица сумела
очаровать сначала тогдашнего шефа исполкома СПС
Янбухтина, а затем и самого Немцова. В результате
ее назначили заместителем начальника штаба и главным
идеологом предвыборной кампании правых. Старые эспээсовские
аппаратчики восприняли приход Литвинович в штыки.
В здании начались массовые увольнения. Но бравую
пиарщицу вся эта сумятица не смутила. Она начала
одну за другой выдавать на-гора смелые предвыборные
идеи. Именно Литвинович, например, принадлежит мысль
потребовать отставки министра обороны Иванова. Она
же предложила устроить 1 мая в пику коммунистам
демонстрацию под лозунгом защиты интересов малого
бизнеса
Марина ЛИТВИНОВИЧ, 29 лет главный политтехнолог
Уже многие годы работает в тесной связке с Глебом
Павловским. Занимала в его фирме посты руководителя
Интернет-департамента и председателя правления.
Известность завоевала во время предвыборной кампании
99-го года благодаря черному пиару. Именно команда
Литвинович создала тогда в Интернете "сайт
Лужкова", запустила дезу о переговорах партии
Примакова с коммунистами... Обладательница собственного
фан-клуба в Интернете. За чрезмерно жесткий пиар
однажды была избита в собственном подъезде
Хаоса в штабе СПС резко прибавилось после скандальной
отставки шефа партийного исполкома Янбухтина. Он
заявил, что не может больше терпеть хамство Немцова,
и ушел работать к главным конкурентам - в "Единую
Россию". Вся работа в здании сразу же фактически
остановилась. Осиротевшие сотрудники бросились ловить
"медвежьих" шпионов. Как говорят, одного
пиарщика удалось поймать с поличным. На попытке
копирования секретных партийных файлов.
Поиск нового шефа предвыборного штаба шел очень
тяжело. Сначала предложение занять этот пост было
сделано сразу трем деятелям из сферы СМИ: экс-главе
НТВ Борису Йордану, другому телевизионщику Рафаэлю
Акопову и, наконец, книгоиздателю и замминистра
печати Владимиру Григорьеву. Но все осчастливленные
этим предложением упорно не говорили ни да, ни нет.
Поэтому отчаявшийся Немцов и кинулся к старому приятелю
Коху.
Но даже приход Альфреда Рейнгольдовича не внес в
работу мозгового центра правых долгожданного успокоения.
Между Кохом и Немцовым сразу же возник идеологический
конфликт. Кох считает, что единственный способ добиться
победы - замириться с Кремлем. Не случайно первым
политиком, с которым Кох встретился после своего
выхода на новую работу, был Волошин. Немцов с такой
постановкой вопроса категорически не согласен. Вместо
этого Борис Ефимович выдвинул неофициальный лозунг:
"Пожать миллион рук!"
Знатоки считают, что неразбериха в стане правых
будет продолжаться аж до осени. Мол, тогда неофициальный
лидер партии Чубайс увидит все признаки надвигающейся
катастрофы и лично станет у руля. Мол, пока Анатолий
Борисович старательно отбрыкивается от всех попыток
втянуть его в партийные дела, но в сентябре у него
просто не будет другого выхода. Вероятность этого
очень высока. Из всех крупных партий именно у правых
сейчас самое тяжелое положение. По оценкам экспертов,
партия проходит в Думу, если у нее есть как минимум
четыре из шести важнейших ресурсов - финансового,
административного, влиятельной и привлекательной
идеологии, набора узнаваемых политиков, доступа
к СМИ, верных избирателей. Пока у СПС с гарантией
есть только деньги да яркие политики. Так что спасти
СПС может только чудо или Чубайс
КПРФ: Бегство от Березы
Нынешняя предвыборная кампания началась для компартии
с комического эпизода. По словам осведомленного
источника "МК", в начале этого года у
казначея зюгановской партии Видьманова возник острый
финансовый кризис. В поисках срочных долларовых
вливаний незадачливый большевик махнул в Лондон
к Березовскому. БАБ "помог": купил у Видьманова
по бросовой цене санаторий в районе Николиной Горы
в Подмосковье. А потом продал его с прибылью.
А вот переговоры о финансовой поддержке БАБом самой
компартии в конечном итоге провалились. Березовский
клялся, что деньги он готов выделить хоть завтра.
Но олигарх ставил при этом два условия. Компартия
должна была перестать брать средства у других магнатов,
и КПРФ должна была войти в блок с некоей партией
"Союз". По нашим данным, эту структуру
БАБ хотел раскручивать наряду с "Либеральной
Россией".
Зюганов отказался. И, как выяснилось потом, не прогадал.
Доллары потекли бурным потоком из других, менее
опасных источников. Согласно данным из кругов, близких
к руководству компартии, около 10 проходных мест
в предвыборном списке КПРФ были проданы различным
олигархическим структурам.За это, а также за другие
прошлые и будущие услуги бизнесмены выделили красным
около 20 млн. зеленых. Любопытно, что, по оценкам
знатоков, даже при крайней расточительности компартии
не потратить на избирательную кампанию более трети
этой суммы. Куда уйдет остальное - можно только
гадать.
Предвыборная кампания пока складывается для красных
вполне успешно и в организационном отношении. Сначала,
правда, у некоторых деятелей компартии были серьезные
опасения. Всеми прошлыми компаниями КПРФ рулил не
столько Зюганов, сколько его бессменный зам, "серый
кардинал" партии Валентин Купцов. Но в последние
годы Купцов потерпел поражение во внутрипартийной
схватке за власть.
В первое время возглавляемый теперь ставленником
Зюганова Иваном Мельниковым предвыборный штаб действительно
работал с перебоями. Но затем к штабной работе уговорили
подключиться находящегося в сложных отношениях с
Зюгановым опытного партийного аппаратчика Пешкова.
И все наладилось.
Боссы компартии прекрасно осознают, однако, что
нынешнее благолепие не будет длиться долго. Зюгановцы
прогнозируют, что Кремль будет наносить по ним удары
как минимум по трем направлениям.
Неофициальный казначей компартии, глава корпорации
"Росагропромстрой" Видьманов, в последнее
время уже не раз оказывался под очень жестким прессингом
власти. В ельцинское время в контору Видьманова
щедрым потоком лились бюджетные средства. Причем
отчета об их использовании никто особо и не спрашивал.
Но в путинскую эру сладкая жизнь кассира Зюганова
закончилась. В 2003 году Видьмановым вдруг живо
заинтересовались конторы типа Счетной палаты. Пока
красному казначею удается выкручиваться. Например,
по утверждениям осведомленных коммунистов, здание
"Росагропромстроя", где часто проходят
пленумы ЦК КПРФ, сейчас заложено в одном олигархическом
банке. Но, видимо, новая атака на хранителя финансовых
секретов компартии не заставит себя долго ждать.
Партия Зюганова ожидает также, что прокремлевские
СМИ будут бурно обличать "порочные тайные связи"
коммунистов и олигархов. Но, как считает КПРФ, главные
усилия власти будут направлены раскол партии. Правда,
прошлые попытки сделать это с помощью перевербовки
левых лидеров Селезнева и Семигина с треском провалились.
Но новый кандидат в "троянские кони" Кремля
в левом движении Сергей Глазьев несравненно более
популярен и талантлив.
Виктор ВИДЬМАНОВ, 69 лет "черный кассир"
Зюганова
Сделал карьеру в советском строительном комплексе.
Перестройку встретил в ранге замглавы Агропрома
РСФСР и шефа всего сельского строительства России.
Быстро сориентировался и превратил свое ведомство
в негосударственный концерн. С начала 90-х - неофициальный
казначей компартии.
"ЕДИНАЯ РОССИЯ": Пародонтоз с медвежьим
оскалом
Несколько недель тому назад на встрече со студентами
Путин полушутя похвалил одну не слишком популярную
в Кремле партию. Мол, только они всерьез занимаются
военной реформой. Лидеры партии впали в экстаз.
Лучший пиар трудно было себе представить. Но не
тут-то было. Стараниями кремлевской пресс-службы
запись этой сцены таинственно исчезла абсолютно
со всех телеканалов. Вся мощь государственной машины
работает сейчас на раскрутку только одной партии
- "Единая Россия". И для этого все средства
хороши - даже цензура путинских речей.
В отличие от располагающихся в отдельных особняках
штаб-квартир всех прочих основных партий аппарат
"Медведя" находится в одном доме с клиникой
лечения пародонтоза. Зато "медвежьих"
аппаратчиков несметное количество. Например, во
всем исполкоме СПС работают только 60 человек. А
в одном только пиаровском управлении штаба "Единой
России" - около 50. Но влияние заседающих в
Банном переулке даже самых высокопоставленных партаппаратчиков
не стоит переоценивать. Реально предвыборной кампанией
"Медведя" рулят непосредственно из Кремля.
А в официальной штаб-квартире сидят лишь "смотрящие"
от высших государственных сановников.
Владислав СУРКОВ, 39 лет кремлевский куратор Думы
и "Медведя"
В советское время был токарем, безработным, руководителем
самодеятельного театра. В ельцинскую эру сделал
блестящую карьеру на ниве пиара. Долго работал в
фирме Ходорковского, а затем в "Альфе".
С 1999 года - главный кукловод Думы.
Например, пропаганду и агитацию "Единой России"
курирует лично министр печати Михаил Лесин, а в
Банном переулке его представляет заместитель шефа
партийного исполкома Эльдар Янбухтин, старый знакомый
Михаила Юрьевича аж с 1989 года.
"Смотрящим" от Суркова в "медвежьем"
штабе является недавний кремлевский чиновник Леонид
Ивлев: опытный военный летчик, сделавший блестящую
карьеру в президентской администрации буквально
с нуля. Путин имеет в Банном переулке целых двух
представителей. Это бывший одногруппник ВВП по одному
из вузов Валерий Богомолов и коллега президента
по работе в питерской мэрии Юрий Волков. Любопытно,
что, хотя эта парочка занимает в штабе самые высокие
посты - секретарь генсовета и председатель партийного
исполкома, ее реальное влияние не слишком велико.
По словам "медвежьих" аппаратчиков, прежний
путинский наместник в "Единой России"
Александр Беспалов, несмотря на все его экстравагантные
закидоны, был хотя бы яркой личностью. А нынешние
путинские "смотрящие" за "Медведем"
вообще ничем не выделяются.
Но на ход предвыборной кампании "Единой России"
невыразительность ее официальных начальников почти
не влияет. Все главные решения принимаются на совещаниях
в Кремле с участием Волошина, Суркова и Павловского.
Вообще "медведи" не стесняются открыто
козырять выражениями типа "административный
ресурс". Например, недавно между путинским
полпредом в Южном федеральном округе Казанцевым
и "Единой Россией" было подписано соглашение
о совместных действиях. Присутствовавшие при этом
журналисты просто диву давались. Почему их перестали
стесняться?! Но сращивание с государством имеет
для "медведей" и свои отрицательные стороны.
Только ленивый не понасмехался над "Единой
Россией" за устроенный ею митинг протеста против
иракской войны. Действо прошло аккурат в день взятия
американцами Багдада. А между тем доля вины "медвежьего"
начальства за это громкое фиаско минимальна. В "Единую
Россию" просто позвонили из кремлевской администрации
и приказали: послезавтра устраивайте митинг протеста.
Самое смешное, что после митинга кремлевские чиновники
еще и устроили своим коллегам из "Единой России"
взбучку. Мол, почему так неудачно выбрали момент
для акции! О царящих в "медвежьем" партаппарате
бюрократии и неразберихе уже ходят настоящие легенды.
Недавно партия объявила конкурс: присылайте нам
проекты добрых дел, а мы их профинансируем. На партию
сразу обрушился поток гениальных проектов типа устройства
голубятни имени "Единой России". Но выполнять
громкое обещание партийного руководства оказалось
некому. Чиновник, чей телефон был сначала указан
в рекламных объявлениях, ни о какой такой рекламной
акции просто не знал.
"ЯБЛОКО": Танцы на проволоке
"Да, у нас сейчас только один крупный финансовый
спонсор, - заявил "МК" руководитель предвыборной
кампании "Яблока" Сергей Митрохин. - Но
наши разговоры со спонсорами всегда начинаются со
слова "нет" Мы никогда не берем на себя
политических обязательств перед ними. Но это не
значит, что у нас со спонсорами не могут совпадать
позиции!" На самом деле отношения между "Яблоком"
и его спонсором Ходорковским не так невинны и однозначны.
Сегодня в "Яблоке" существует два параллельных
центра власти. Один - официальный, во главе с Явлинским,
Иваненко, Митрохиным и другими. Второй находится
в штаб-квартире компании Ходорковского "Юкос".
Здесь главные роли играют два человека: руководитель
всех политпроектов "Юкоса" Леонид Невзлин
и известный демократический деятель Александр Осовцов.
Официальные руководители "Яблока" пытаются
всячески приуменьшить влияние "Юкоса"
на жизнь партии. Сергей Митрохин, например, заявил
"МК", что он видел Невзлина всего два
раза в жизни. Но на самом деле значение Ходорковского
и К╟ для "Яблока" просто огромно. "Юкос"
осыпает сейчас партию Явлинского настоящим золотым
дождем. Именно Ходорковскому "Яблоко",
например, обязано появлением у нее одной из самых
роскошных партийных штаб-квартир в Москве. А согласно
последним сплетням, "Юкос" вскоре приобретет
для "Яблока" одну очень авторитетную московскую
либеральную газету. Естественно, Ходорковский не
только дает, но и берет. Согласно неофициальным
данным, на проходных местах в предвыборном списке
"Яблока" будет около восьми ставленников
магната. Кроме того, большой отряд политборцов Ходорковского
будет пробиваться в Думу под "яблочным"
флагом из одномандатных округов.
Враги "Яблока" считают, что чрезмерно
тесный альянс с "Юкосом" может выйти Явлинскому
боком. В частности, в Москве много шепчутся, что
в Кремле откровенно встревожены грандиозными политическими
амбициями Ходорковского. И что здесь уже готовы
принять негласные, но жесткие меры по сдерживанию
наступления "Юкоса". Например, Кремль
может устроить "Яблоку" кампанию саботажа:
сделать так, чтобы партия едва перевалила пятипроцентный
барьер для входа в Думу. Нечто подобное исключать
нельзя. Но Явлинский уже обладает опытом расставания
со ставшими вдруг опасными спонсорами. Как известно,
путевку в большое политическое плавание Григорий
Алексеевич в свое время получил благодаря Гусинскому.
На протяжении многих лет между двумя этими деятелями
существовала самая тесная связь. Но как только шеф
"Моста" вдребезги рассорился с Кремлем,
Явлинский мгновенно от него дистанцировался.
"Яблоку" грозит потенциальная опасность
и с другой стороны. Отношения между Явлинским и
его главным спонсором очень сложны. Невзлин и К╟,
как говорят, периодически выпадают в осадок от эксцентричного
поведения Григория Алексеевича. Многие эксперты
уверены поэтому, что "брак по расчету"
между Явлинским и Ходорковским долго не продержится.
Если это случится, то встанет вопрос: как эти две
фигуры будут делить общий политический капитал?
Не исключено, что "Яблоко" может расколоться.
Все ставленники Ходорковского уйдут в некую новую
депутатскую группу в Думе.
Но, несмотря на возможность возникновения больших
проблем в будущем, пока предвыборная кампания идет
для "Яблока" в целом удачно. В отличие
от СПС "Яблоко" имеет все шансы не только
перевалить пятипроцентный барьер, но и увеличить
свое представительство в новой Думе.
Леонид НЕВЗЛИН, 43 года политический директор ЮКОСа
Долларовый миллиардер. Один из самых известных пиарщиков
России. С 1987 года работает вместе с Ходорковским.
Параллельно с высокими постами в "ЮКОСе"
работал зам. гендиректора ИТАР-ТАСС, президентом
Российского еврейского конгресса, сенатором.
***
При всем богатстве выбора альтернативы нет. Именно
этот афоризм приходит в голову при взгляде на начало
парламентской предвыборной гонки-2003.
На излете первого президентского срока Путина монополизация
в российской политике начала принимать гротескные
формы. Из четырех крупных партий три так или иначе
связаны с Кремлем. Из четырех крупных партий три
(СПС) "Яблоко" и "Единая Россия")
пользуются услугами пиаровской фирмы Глеба Павловского.
Наконец, все четыре основные партии получили крупные
суммы денег от одного и того же коммерсанта - Михаила
Ходорковского.
НОВОСТИ
Русский вестник,N 011,12.6.2003,с.1
ОБЪЕДИНЕНИЕ С БЕЛОРУССИЕЙ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ НА БУДУЩЕЕ
Глава ЦИК Вешняков заявил, что планировавшийся в
2003 году референдум по Конституционному акту объединения
России с Белоруссией не состоится. Откладываются
также запланированные на конец 2003 - начало 2004
года в союзный парламент и голосование по кандидатуре
единого президента.
ТОГО, КТО МЕШАЕТ, ПОВЫШАЮТ
Время MN,N 094,17.6.2003,с.1
Губернатор Петербурга стал вице-премьером страны
Вчера в Петербурге состоялась давно ожидаемая сенсация
- в финале заседания Госсовета в Георгиевском зале
Эрмитажа Владимир Яковлев сложил с себя полномочия
губернатора и тут же был облечен новыми - вице-премьерскими.
Подобное, невероятное на первый взгляд развитие
событий наша газета предсказала два месяца назад
(см. "Время МН" от 10 апреля). Вчера же
было с блеском реанимировано старое правило советского
времени: того, кто мешает, отправляют на повышение.
Президентский указ о назначении подписан вчерашним
числом, но договоренность о "размене"
достигнута еще в начале года. Яковлев вынужден был
склониться перед силой и покинуть свое кресло досрочно
в обмен на гарантии будущего.
И вот они даны. Событие, ради которого, похоже,
и собрано во второй столице многолюдное статусное
заседание Госсовета, было обставлено в самой "изящной"
манере. В финале вице-премьер Виктор Христенко сделал
кратенькое сообщение о подготовке к осенне-зимнему
сезону. И тут-то, при словах о необходимости усиливать
эту работу, было объявлено о новом назначенце, который
отныне и призван "усиливать".
"Главный юмор" ситуации в том, что именно
оглушительный провал подготовки к зиме стал последним
аргументом против питерского губернатора. Транспорт
и дороги - тоже больное место Петербурга, и Яковлев
отныне будет ведать транспортом в масштабах России.
Его компетентность в жилищно-коммунальной реформе
(истинная язва губернаторства) также распространится
на страну. Еще одно направление деятельности - строительство
и архитектура, международные проекты. Стоит вспомнить
эпопею с Ледовым дворцом, самую дорогую яму в мире
на месте вокзала для высокоскоростной магистрали,
чтобы оценить даже не черный юмор, а едкий сарказм
данного назначения.
Свежеиспеченный вице-премьер был тут же, после объявления,
награжден орденом за заслуги перед Отечеством IV
степени (за юбилей!) и покрыт бурными аплодисментами.
Так Владимир Путин поставил бывшему коллеге по правительству
Собчака, бывшему политическому противнику на выборах
губернатора 96-го года, бывшей значимой фигуре региональных
масштабов шах и мат.
Назначение Яковлева отмеряет срок: выборы губернатора
Петербурга по закону состоятся через три месяца
- в сентябре. По опросам ВЦИОМ, среди претендентов
на губернаторское кресло лидирует Валентина Матвиенко
- ее рейтинг 32%. Она же на втором месте в антирейтинге
(голоса людей, которые ни при каких обстоятельствах
не будут за нее голосовать) - 19% (выше - только
Людмила Нарусова с 37%). За время, оставшееся до
выборов, вряд ли кто-то получит шанс раскрутиться
всерьез. И дело не только во времени - за Матвиенко
уже "встали" серьезные средства.
Правда, остается такая мелочь, как общественное
мнение, которое не приемлет грубого давления из
Кремля. Происходящее вокруг нынешнего полпреда внутри
Петербурга воспринимается как открытое попрание
прав города на свободный выбор и самоуважение. Петербург
еще не готов признать: в политической реальности
России за минувшие семь лет изменилось все и ничего.
В 96-м Ельцин решил, что главой города будет Яковлев,
- и стал Яковлев. В 2003-м Путин решил, что Яковлева
больше не будет, - и Яковлева не стало. Нынешний
президент России в точности воспроизводит ситуацию,
жертвой которой некогда сделался сам и которой в
итоге обязан своим нынешним положением.
Поддерживать иллюзию демократии игрой в выборы обходится
власти все дороже: деньги, силы, риск репутацией.
А для петербуржцев наступает время оценить поговорку
"Молитесь за тирана живущего". Валентина
Матвиенко, нынешний фаворит Кремля, вряд ли опровергнет
эту истину.
ТИТОВ ПОГОВОРИТ С ШАНДЫБИНЫМ
ВАЛЕРИЙ КУЗНЕЦОВ, САМАРА
Время MN,N 094,17.6.2003,с.2
По случаю векового юбилея II съезда РСДРП, расколовшего
партию на большевиков и меньшевиков, 21 июня в Брянском
госуниверситете пройдет публичная дискуссия между
современными коммунистами и социал-демократами.
Инициатором этого мероприятия, в котором примут
участие по три человека от каждой партии, выступил
председатель СДПР самарский губернатор Константин
Титов. Если он еще подбирает себе двоих соратников,
то КПРФ уже определилась. Ее будут представлять
депутаты Госдумы Александр Шульга, Петр Рогонов
и Василий Шандыбин. Цель такой дискуссии, по словам
Титова, - выяснение сути современных разногласий,
разговор о перспективах развития страны и проблемах,
их омрачающих. Любопытно, что эта полемическая встреча
состоится после того, как в Самаре побывала представительная
делегация КПРФ во главе с Валентином Купцоеым. И
в интервью после беседы с Константином Титовым Валентин
Купцов подчеркнул, что у КПРФ и СДПР много общего,
и потому если и не предвыборный блок, то диалог
о подобной перспективе между ними вполне возможен.
А в ряде местных СМИ появились сообщения о том,
что Титову даже предложено одно из первых мест в
предвыборном списке КПРФ.
ДАГЕСТАН: КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПЕРЕДЕЛ
Иван СУХОВ, Дагестан
Время новостей,N 107,17.6.2003,с.6
Дагестан - самая южная и самая многонациональная
республика России - вошел в завершающую фазу конституционной
реформы, которая может до неузнаваемости изменить
его политический ландшафт. По новому федеральному
закону о гарантиях избирательных прав граждан республикой
больше не может управлять "коллективный президент"
в виде многонационального Госсовета. В середине
июля в Махачкале соберется конституционное собрание,
которое проголосует за новый основной закон. В проекте
место Госсовета занимает самый обыкновенный единоличный
глава республики, которого жители будут избирать
напрямую и независимо от своей этнической принадлежности.
Считается, что такая конституция будет лучше соответствовать
Конституции России, а сам Дагестан прочнее встроится
в российское политическое и правовое пространство.
Однако реальный эффект реформы может оказаться обратным:
на первых же выборах жители региона рискуют перессориться,
а относительно стабильная территория на стратегически
важном южном рубеже превратится в новый очаг напряженности.
Новые Кенхи
О русских в Дагестане в последнее время как-то не
принято вспоминать. Между тем они считаются там
пятой по численности этнической группой - это место
закрепила за ними последняя союзная перепись населения.
Тогда русских было больше 150 тысяч, но в последние
годы очень многие уехали - закрылись заводы, началась
война в Чечне, испортились отношения с соседями.
Истинные масштабы исхода станут ясны к концу года,
когда будут официально подведены итоги новой, уже
российской переписи. Цифры, скорее всего, будут
неутешительными. Но каким бы ни оказался итог, русские
явно не хотели бы оказаться в Дагестане на положении
"бывших соотечественников". А такая угроза
станет для них, как и для других дагестанских меньшинств,
более чем реальной - сразу после утверждения нового
основного закона.
В Тарумовском районе Дагестана еще десять лет назад
русские составляли абсолютное большинство населения
- 55 процентов. Сейчас их меньше трети. Зато аварцы,
которые никогда не относились на этой территории
к коренным жителям, фактически сравнялись с ними
по численности. В станице Новогеоргиевке, к примеру,
русских почти совсем не осталось. "На нашей
улице всего шесть русских дворов - кроме нашего
еще Романовы, Дрокины, Евсеевы да Свищевы",
- рассказывает пенсионерка Мария Герасимовна Тихова.
Мария Герасимовна всю свою жизнь проработала в колхозе
- с тех пор остался орден Дружбы народов. Когда
колхоз развалился, пошла депутатом в сельское собрание.
Депутат знает, что с дружбой народов по нынешним
временам дело обстоит из рук вон плохо.
"Аварцы начали наезжать с 1993 года, - говорит
Мария Герасимовна. - Сначала мирные были. Но до
Чечни тут рукой подать, и, когда там начались события,
к нам переселились аварцы из шатойского аула Кенхи.
Вот с ними стало тяжело. Культура у них совеем другая.
Да они и скот свой пригнали, потравы начались. Отвечать
они ни за что не хотят, словно не понимают. Потом
стали дома скупать - очень многие наши собрались
и поуезжали, а дома по дешевке продали. Эти кенхинцы
хотели одно время даже село переименовать из Новогеоргиевки
в Новые Кенхи".
Сменить название не вышло, зато на улицах Новогеоргиевки
выросли за последние годы целых три мечети. Одну
из них выстроил прямо у себя во дворе Магомед Омаров.
Правда, про него даже Мария Герасимовна говорит
с почтением: "Степенный дядька". "Дядька"
возглавляет то, что осталось от огромного колхоза,
- унитарное предприятие "Совхоз имени Кирова".
Предприятие подает признаки жизни, поэтому то, что
председатель и немногочисленные прихожане его домашней
мечети носят непривычные в этих местах бороды, простительно:
"Много чего говорят. Но мы за них ничего не
знаем, живут спокойно, многие работают".
Но спокойно жить в селе теперь все равно не получается:
"Недели не проходит, чтобы ночью к кому-нибудь
не залезли, - рассказывает депутат Тихова. - Последний
раз вот к учительнице забрались, к Любови Николаевне
Переверзевой. На дверь замок снаружи накинули и
вывинтили все лампочки во дворе. В этот раз вроде
не забрали, а так - пугают". Никого из ночных
посетителей пока не поймали, поэтому прямо никого
не обвиняют. Но слухи о ночных нападениях ползут
по станице. Люди прекрасно знают, что именно с такой
смутной угрозы когда-то начинались события в Чечне.
Как и там, многие не выдерживают и уезжают. Сама
Мария Герасимовна уезжать не собирается. Живет с
внуком-старшеклассником и на всякий случай держит
в сенях вилы: "Пусть лезут, сразу получат".
Лукоморья больше нет
Пожаловаться, в общем, некому - милицейское начальство
в Тарумовском районе в основном аварское, несмотря
на все усилия префекта Сергея Чепурного. В Махачкале
считают, что, если начальник рай-отдела был аварцем
и его пришло время сменить, занять его место тоже
должен аварец. Г-н Чепурной сетует, что русские
должности "по наследству" русским почти
никогда не передаются. "Из 15 руководителей
хозяйств в районе русских осталось всего двое, -
рассказывает префект. - Остальные оставили должности
из-за репрессий со стороны криминальных группировок
и лиц, которые добивались этого с помощью шантажа,
угроз расправы, запугивания".
Одно из двух оставшихся русских хозяйств - коктюбейская
рыболовецкая артель "Красная звезда".
У ее рыбаков почти не осталось возможностей для
морского лова: квоты на отлов рыбы, которые официально
выделяются артельщикам, слишком малы. Отпущенную
рыбу они вылавливают за несколько недель. Дальше
можно либо покупать в Махачкале дополнительные квоты,
либо оставлять людей без работы. Сейчас путина закончилась,
в Дагестане действует сезонный запрет на лов. Но
рыбаки из Коктюбея все равно ходят в море. По их
словам, платят за это те, кто по идее должен бороться
с браконьерством - сотрудники рыбинспекции, водной
милиции и прочих охранных организаций.
Официальный же морской лов становится убыточным
- большую часть рыбы артельщики успевают продать
перекупщикам еще до того, как доберутся до берега,
а для того, чтобы продать оставшееся, приходится
платить слишком много взяток в пяти или шести инстанциях.
По словам главного рыбовода "Красной звезды"
Дмитрия Чудинова, артель, видимо, должна будет окончательно
отказаться от морского лова и ограничиться прудовым
хозяйством: пока что ее конкурентам не хватает технологических
навыков для того, чтобы выращивать промысловую рыбу
в садках на берегу.
Назад в Россию
Соседний Кизлярский район Дагестана еще недавно
тоже был русским, но теперь все ключевые должности
там заняты аварцами. Тарумовские русские с тревогой
смотрят на соседей, но сдаваться пока не собираются.
Их единственная надежда - префект. "Чепурной
сделал у нас революцию") - говорят о нем в
районе. На выборах в районное собрание благодаря
ему русские получили 13 мест из 25. По его собственным
словам, "уже раздается шорох по углам, мол,
Чепурной - националист". Сам Сергей Чепурной
считает себя интернационалистом, но явно не готов
жертвовать в пользу интернационализма правами коренных
жителей. "Я представитель поколения, воспитанного
в духе интернационализма, и всегда с гордостью произношу:
я - дагестанец. Но я не могу быть пассивным наблюдателем
того, как русские дагестанцы в силу разных причин
вынуждены покидать землю своих предков". В
районе про Чепурного говорят уважительно. Правда,
жители нет-нет да и вспомнят о печальной судьбе
одного из его предшественников, убитого в 1995 году.
По поводу будущей дагестанской конституции Сергей
Чепурной, мягко говоря, недоумевает: если сейчас
русские Тарумовского района хоть как-то представлены
в Народном собрании республики, то новая конституция
это представительство скорее сведет на нет. "Превращение
этнически русского района в многонациональный -
это просто плацдарм для предвыборных интриг",
- считает префект. А ненавязчивое вытеснение русских
из северных районов Дагестана есть не что иное,
как попытка свести здесь к минимуму влияние России.
Как противостоять этому, префект не знает. Зато
его избиратели все упорнее говорят о присоединении
дагестанских северных территорий к Ставропольскому
краю. Про Ставрополье даже в Махачкале говорят "Россия".
Про то, что и Дагестан - Россия, кажется, как-то
забылось.
Абсолютная управляемость
Главная площадь в Махачкале - воплощение стабильности
и преемственности государственной власти. С музейного
крыльца на нее глядят внушительные жерла российских
пушек времен покорения Кавказа, и огромный гранитный
Ленин шагает в сторону белоснежного правительственного
комплекса, который, правда, обнесен высоким забором
- на манер московского Белого дома. Забор появился
после мятежа в 1998 году - вооруженная толпа во
главе с братьями Хачилаевыми заняла тогда здания
правительства и Госсовета. До серьезного кровопролития
и ввода войск дело тогда не дошло. Устоял Дагестан
и через год, когда сразу в трех его районах развернулись
настоящие боевые действия с участием чеченских боевиков
и федеральной армии. Все 90-е годы - из-за соседства
ли с мятежной Чечней или в силу своих внутренних
противоречий - Дагестан был похож на вулкан, готовый
взорваться. Но так и не взорвался.
Представители официальной власти всегда говорят,
что единственное объяснение этому - горячее стремление
народов Дагестана во что бы то ни стало оставаться
вместе с Россией. Насколько в действительности горячо
это стремление, из Махачкалы, пожалуй, не очень
видно. Но факт остается фактом: после распада СССР
в многонациональном Дагестане удалось найти форму
государственного устройства, которая более-менее
устраивала всех его жителей, а самое главное - выдержала
серьезные испытания на прочность.
Нынешнее народное собрание Дагестана - последнее,
созванное по этим принципам. 120 его депутатов избраны
с учетом этнического представительства: избирательные
округа законодательно закреплены за представителями
определенного народа, и представители другой этнической
группы выдвигаться на эту должность не имеют права.
Такое квотирование гарантирует место в парламенте
даже самым маленьким по численности этническим группам,
а всего их в Дагестане больше сотни. Помимо этнических
округов раньше были еще и "женские" -
в них выдвигаться могли исключительно освобожденные
женщины Востока. Эту норму, правда, не так давно
отменили, и в новый состав парламента женщинам пришлось
пробиваться уже на равных с мужчинами.
Главой республики считается председатель Госсовета.
Госсовет тоже дань многочисленным этническим интересам:
в него входят представители 14 самых крупных по
численности народов республики, в том числе и русские.
Избирается Госсовет не напрямую, а депутатами, в
помощь которым из их округов специально присылают
еще по одному выборщику.
"В начале 90-х Москва не могла предложить ничего
иного, - объясняет эту сложную схему министр Дагестана
по делам национальностей, информации и внешних связей
Магомедсалих Гусаев. - Национальный принцип формирования
органов власти тогда был нормальным". Министр
и его коллеги на площади Ленина говорят, что теперь
времена переменились: федеральный центр прочно стоит
на ногах, управляемость в стране абсолютная, поэтому
делать исключения для целой республики и "поощрять
трайбализм" больше нет необходимости. "Главный
принцип новой конституции один - территориальный,
- говорит г-н Гусаев. - А вернее, профессионально-территориальный.
Большинство Народного собрания поддерживает проект,
в котором предусмотрен однопалатный парламент. Он
будет вдвое меньше нынешнего - 60 депутатов вместо
120. 30 из них будут избираться по партийным спискам,
еще 30 - по территориальным округам. Половина депутатов
между сессиями будет работать на постоянной профессиональной
основе".
Как назвать будущего главу Дагестана, в Махачкале
пока не решили: в проекте так и записано - "глава".
В скобках стоит новое - "президент" и
привычное - "председатель". Злоупотреблять
словом "президент" здесь явно не хотят.
"Президент в стране должен быть один",
- уверенно говорит шеф-редактор главной официальной
газеты "Дагестанская правда" Рад-жаб Идрисов
и почтительно кивает головой в сторону портрета
Владимира Путина. Местные чиновники считают, что
именно отказ от президентства не дал в свое время
Дагестану стать участником парада суверенитетов.
Но сейчас, по словам министра Гусаева, "все
до одного за президентскую форму правления".
Некоторые особенно осторожные политики предлагали
кроме Народного собрания и главы республики ввести
в проект еще и некий аналог Совета Федерации - чтобы
были представлены муниципалитеты и худо-бедно -
национальности. Но муниципалитетов в Дагестане слишком
много, поэтому от второй палаты решили отказаться.
Министр по делам национальностей уверен, что с национальностями
и так не будет никаких проблем: во-первых, партийные
списки будут интернациональными - иначе любая партия
будет обречена на поражение. Во-вторых, ни один
из народов Дагестана не сможет избрать себе своего
президента, даже если проголосует за него на все
сто процентов: "Аварцев в Дагестане 600 тысяч,
а всего жителей - больше двух миллионов. Это значит,
что все народы смогут выдвигать своих достойнейших
представителей, и люди независимо от национальности
будут выбирать лучшего. Никаких обострений не будет:
мы могли бы получить это до 1999 года, но не сейчас".
Правда, оптимизм министра не разделяют даже его
собственные коллеги. Кое-кто из них называет новый
проект "бомбой замедленного действия".
Объяснение просто - президент будет один, конституция
даст ему широчайшие полномочия. И на следующий день
после выборов на всех ключевых постах Дагестана
окажутся представители его клана. Система Госсовета,
во главе которого уже три срока подряд стоит даргинец
Магомедали Магомедов, позволяла соблюдать хотя бы
видимость справедливости при дележе ключевых должностей.
Теперь же недовольных будет гораздо больше. Причем
не исключено, что для доказательства своих прав
они возьмутся за оружие. И даже срок действия "бомбы",
получается, заранее определен: до выборов главы
Дагестана осталось два с половиной года.
Авторитеты порядочными не бывают
Главное опасение, которое разделяют даже за красивой
оградой дома правительства в Махачкале, состоит
как раз в том, что власть в Дагестане будет монополизирована
одной этнической группой, а остальные окажутся обездоленными.
Территориальный принцип и отказ от квот означает,
что сильнее те, кого больше, то есть аварцы. "Если
присмотреться, всю разработку новой конституции
курируют именно аварские политики, - заметил один
из правительственных чиновников. - Они, разумеется,
не заинтересованы в том, чтобы Дагестан стал моноэтничным,
да и сделать это им просто не под силу. Но им интересно
контролировать основные властные структуры и ресурсы.
С новой конституцией делать это им будет гораздо
удобнее".
Аварцы и не скрывают, что новый основной закон -
это их победа. Фактический лидер оппозиции "правящему
режиму" мэр Хасавюрта аварец Сайгидпаша Умаханов
проектом доволен. "В старой конституции Дагестана
43 пункта противоречили российскому закону, - рассказал
он корреспонденту газеты "Время новостей".
- Госсовет не работает, все его члены бегают за
председателем. А за то, что мы все время говорили
об этом, нас объявляли сепаратистами, террористами
и ваххабитами".
Правда, и новый проект, по мнению г-на Умаханова,
нуждается в правке. Новую карту территориальных
округов предполагается нарисовать поближе к выборам.
В проекте конституции записано лишь, что территориальные
округа могут быть, как и сейчас, многомандатными
- это сохранит возможность "застолбить"
одно из мест для национального представителя. По
словам г-на Умаханова, в проекте закона о выборах
в новое народное собрание уже фигурируют квоты:
"Восемь мест предоставят аварцам, пять - даргинцам,
по три - кумыкам и лакцам, остальным - по одному.
Мы с этим не согласны, национальный принцип должен
быть полностью исключен. Наши противники хотели
и в новой конституции сохранить Госсовет, чтобы
народы были представлены своими авторитетами. Мы
считаем, что депутатами должны становиться порядочные
люди. А авторитеты порядочными не бывают".
Кстати, местные политики уже вовсю делают прогнозы
на счет предстоящей борьбы за президентское кресло.
Одним из ее участников, благодаря новой конституции,
может стать нынешний глава Госсовета Магомедали
Магомедов. Правда, даже полностью лояльные к нему
наблюдатели оценивают его шансы не слишком оптимистически.
В качестве возможного претендента называют и другого
даргинца - мэра Махачкалы Саида Амирова. Его потенциальный
аварский конкурент Сайгидпаша Умаханов настроен
решительно против: он считает, что во главе республики
может быть только полностью здоровый человек, тогда
как г-н Амиров после одного из покушений на его
жизнь получил инвалидность. "Президентские
выборы выиграет тот, на кого сделает свою ставку
федеральный центр", - резюмирует г-н Умаханов.
По большому счету с этим в Дагестане согласны все
- судя по всему, только авторитет Кремля сможет
удержать будущие выборы в рамках закона. Каждая
из сторон политического спектра надеется привлечь
Кремль на свою сторону - ведь победителю достанется
все. Именно поэтому окончательное решение будет
для федерального центра таким трудным: принимать
его придется так, чтобы выиграла Россия.
ХРОНИКА
Известия,N 103,17.6.2003,с.3
ЗАКОНЫ О РЕФОРМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОГУТ ОТЛОЖИТЬ
НА ОСЕНЬ
Не исключено, что закон о реформе местного самоуправления
Госдума примет в третьем, заключительном чтении
во время осенней сессии, сообщил вчера зампред фракции
"Единство", глава комитета Госдумы по
регламенту Олег Ковалев. Этот вопрос обсуждался
в понедельник на заседании координационного совета
центристских депутатских объединений - "Единство",
ОВР, "Народный депутат" и "Регионы
России". Законопроект "Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ" был
принят Госдумой во втором чтении 11 июня. По словам
зам-главы администрации президента Дмитрия Козака,
который участвовал в заседании КС, дата третьего
чтения этого законопроекта пока не определена и
в ближайшие два дня консультации с фракциями по
этому законопроекту продолжатся. Что касается второго
проекта закона из президентского пакета, разграничивающего
властные полномочия между уровнями власти, то, по
словам Ковалева, этот документ центристы могут принять
в третьем окончательном чтении на заседании Госдумы
20 июня.
ДУМА ЗА МИЛЛИАРД
Итоги,N 024,17.6.2003,с.16-17
Российская политика перешла на западные финансовые
стандарты - предстоящие в декабре выборы в Госдуму
станут рекордно дорогими
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ ГЛАВА ЦЕНТРИЗБИРкома Александр Вешняков
проведет для представителей политических партий
предвыборный ликбез. Речь пойдет о главном - финансировании
кампании по выборам в Госдуму. Дело в том, что на
минувшей неделе Совет Федерации одобрил последнюю
серию новшеств, завершив самую масштабную за последние
годы реформу российского избирательного законодательства.
В свою очередь Дума поставила точку в спорах по
поводу даты голосования, перенеся ее подальше от
новогодних праздников - на 7 декабря. Накануне совещания
с участниками предстоящих выборов в ЦИК "Итогам"
рассказали о новых правилах политической игры.
До сих пор в российской политике по старой привычке
самым интересным считался кадровый вопрос. Соответственно
на выборах главную роль играл пресловутый административный
ресурс. То есть кадры и вправду решали все. Согласно
новому избирательному законодательству деньги частных
спонсоров и собственные средства партий должны решать
если и не все, то очень многое. Между тем реальный
финансовый оборот на политическом рынке до сих пор
остается тайной за семью печатями. За более чем
десятилетие демократических выборов в стране не
было ни одного случая, когда до суда дошло бы дело
по обвинению политика или целой партии в нарушении
законодательства о финансировании избирательной
кампании. Многочисленные примеры бессилия властей
в этой области могли бы продолжаться до бесконечности,
пока сами законодатели и президент не утвердили
весьма жесткие правила финансирования избирательных
кампаний, проекты большинства из которых разрабатывались
в Центральной избирательной комиссии.
Смысл нововведений сводится к тому, что Дума, которую
мы изберем в декабре, станет самой дорогой в новейшей
российской истории. Точнее говоря, легально дорогой.
Увеличение в разы лимитов избирательных фондов партий
и кандидатов в одномандатных округах в значительной
степени делает бессмысленным существование черных
касс. По сравнению с кампанией по выборам в Думу
1999 года предельный объем финансирования для избирательного
объединения увеличен более чем в шесть раз-с 40
миллионов до 2 50 миллионов рублей. Кандидаты в
депутаты, избирающиеся по одномандатным округам,
смогут тратить почти впятеро больше-по 6 миллионов
рублей. Для сравнения: штаб кандидата в президенты
Владимира Путина на выборах 2000 года потратил лишь
более 12 миллионов рублей. Существенно повышены
также предельные суммы пожертвований в избирательные
фонды от отдельного юридического или физического
лица -
соответственно до 8 миллионов 750 тысяч рублей и
до 175 тысяч. Понятно, что крупные корпорации тратят
на близкие им партии значительно большие деньги.
Однако теперь им для этого не понадобится использовать
явно незаконные схемы - достаточно "раскидать"
сумму вклада между ограниченным числом спонсоров.
Если допустить, что в нынешних думских выборах примет
участие примерно такое же количество претендентов,
как это было в 1999 году (более двух десятков избирательных
блоков плюс кандидаты-одномандатники), и избирательные
фонды будут наполняться под завязку, общая стоимость
выборов с учетом расходов государства на их организацию
может приблизиться к одному миллиарду долларов.
Напомним, что в 1999 году сумма задекларированных
расходов средств избирательных фондов всех партий
и блоков составила лишь 15 миллионов долларов. Сегодня
каждая партия или блок сможет "освоить"
более чем по 8 миллионов долларов, а кандидат-одномандатник
обойдется спонсорам в 200 тысяч. Эти цифры вполне
сопоставимы с расходами на ведение избирательных
кампаний в развитых странах, в том числе и в стране
- рекордсмене по дороговизне выборов США.
Впрочем, вышеперечисленные средства - это далеко
не все, что смогут позволить себе участники предстоящих
выборов. И речь не только о бесплатном эфирном времени
и печатных площадях в государственных СМ И. По итогам
волеизъявления партии, даже не прошедшие в Думу,
но набравшие не менее 3 процентов голосов, ждет
приз в виде бюджетного финансирования их дальнейшей
деятельности. Средства поступят на счета завоевавших
симпатии избирателей уже в январе-феврале 2004 года.
Деньги эти никто навязывать партийцам не собирается,
и у них сохраняется право отказаться от государственных
субсидий. Самое же главное - лимиты расходования
средств устанавливаются лишь на 30-дневный срок
официальной избирательной кампании. Так что до 7
ноября будущие участники выборов могут тратить на
агитацию сколько угодно, что многие из них уже и
делают.
На этом хорошие новости для участников предвыборной
гонки заканчиваются.
В обмен на почти шестикратное увеличение фондов
партий Центризбирком рассчитывает полностью исключить
грубые финансовые нарушения на выборах. 19 июня
претендентам на депутатские мандаты в ЦИК напомнят,
что, если в ходе избирательной кампании возникнет
подозрение в перерасходе средств избирательного
фонда на 5 процентов, это станет основанием для
постановки перед судом вопроса о снятии с регистрации
всего партийного списка. Обнаружение подобного же
нарушения после выборов грозит партии лишением депутатских
мест в Госдуме, которые заполнят более честные перед
законом конкуренты. В общем, лимит финансовых злоупотреблений
определен в размере чуть более 12 миллионов рублей.
Вышедшим за эти рамки грозят серьезные политические
последствия. И нетолько. Злостное нарушение финансовой
дисциплины партийными бухгалтерами (перерасход средств
избирательного фонда на 10 процентов и более - от
25 миллионов рублей) грозит лидерам партии уголовным
преследованием. Если же вину партбоссов доказать
не удастся, пострадает источник этих "лишних"
денег.
Недостоверность сведений о доходах и имуществе кандидатов
в декабре 2003 года не станет основанием для отказа
в регистрации, как это было четыре года назад в
случае с ЛДПР. Но особенно любопытным согражданам
ЦИК обещает предоставить результаты сравнения задекларированных
и реальных доходов кандидатов после их соответствующей
проверки компетентными органами. Оценить результаты
ревизии можно будет на каждом избирательном участке
и сделать осознанный выбор в кабинке для голосования.
В ЦИК уповают не только на прозрачность финансовых
потоков, но и на серьезный контроль за расходами
партий. Опыт по наведению элементарного порядка
в ходе последних региональных выборов у избиркомов
уже имеется. Во время выборов федеральных его предполагается
закрепить. Не только члены избирательных комиссий
будут следить за наглядной агитацией, но и участковые
милиционеры. Кроме того, мониторингом рекламы партий
и блоков на телевидении, в радиоэфире, печатных
СМИ и на улицах будут заниматься сотрудники Минпечати,
чтобы, как заметили в ЦИК, "отпало всякое желание
нарушать закон".
И последнее. Политический смысл новых избирательных
правил в Центризбиркоме напрямую связывают в высказанном
в президентском Послании Федеральному собранию предложении
формировать правительство по итогам выборов в Госдуму.
Новое избирательное законодательство создает для
достижения этой цели все необходимые условия. Во-первых,
от думских выборов отлучены (даже в составе блоков)
все "клубы по интересам", начиная от профсоюзов
и заканчивая любителями пива. Монополия на участие
в них закреплена исключительно за официально зарегистрированными
партиями. Во-вторых, радикальное увеличение лимитов
финансирования избирательных кампаний при ужесточении
контроля за расходованием средств будет способствовать
своеобразному естественному отбору: мелкие партии
просто не смогут финансово тягаться с серьезными
политическими силами. В итоге в следующей Думе появится
три-пять крупных фракций, с которыми президент вполне
сможет вести диалог о формировании партийного правительства.
7 НОВОСТЕЙ
Россiя,N 099,17.6.2003,с.2
Столица будет выбирать по новому кодексу
Вчера на заседании Мосгордумы был принят избирательный
кодекс столицы. Документ потребовал новой редакции
в связи с изменениями федерального законодательства.
Новый закон определяет порядок организации и проведения
выборов органов государственной власти и местного
самоуправления. Предложен порядок организации и
проведения выборов, при котором непосредственно
жители выбирают депутатов Мосгордумы, мэра, депутатов
представительного органа местного самоуправления,
а также глав муниципального образования, но только
в тех случаях, когда это предусмотрено уставом муниципального
образования.
Часть депутатов будут избираться по партийным спискам,
часть - по одномандатным округам. Также внесена
поправка о том, что вице-мэр будет не избираться,
а назначаться указом мэра Москвы. Депутатами поддержана
также поправка мэра столицы Юрия Лужкова о совмещении
даты выборов мэра и депутатов Государственной думы.
В начало
|